Смольный уже в третий раз за год меняет приоритеты в вопросе транспортного обеспечения нового терминала Пулково. Как рассказал журналистам губернатор Георгий Полтавченко, в первую очередь город решил построить линию скоростной электрички «Аэроэкспресс» до «Балтийской». Хотя весной 2013 года правительство выступало против этой идеи и, по сути, отказалось от федерального софинансирования. Впрочем, по словам градоначальника, параметры проекта изменились: прямо на Балтийском вокзале пассажиры внутренних рейсов смогут проходить регистрацию на самолеты и сдавать багаж.
Об очередном изменении приоритетов в области транспортного обеспечения Пулково губернатор Георгий Полтавченко рассказал в интервью корреспондентам нескольких городских изданий, в том числе – «Фонтанки». По его словам, на сегодняшний день наиболее проработанным проектом в Смольном считают «Аэроэкспресс» – скоростную электричку до Балтийского вокзала. «Он более реальный по срокам. Я не готов назвать конкретные сроки, тем более что проектирование еще не завершено. Предстоит еще и экспертиза. Но крайний срок для начала строительства –2015 год, чтобы успеть построить к 2018 году, к чемпионату мира по футболу», – заметил губернатор.
Стоимость строительства оценивается в 14 млрд рублей, основные средства обещают вложить «РЖД» и компания «Аэроэкспресс», которая является оператором аналогичных линий от аэропортов Москвы, Казани и Владивостока. Отметим, что основными владельцами «Аэроэкспресса» являются «РЖД» (50%-ная доля), а также собственники вагоностроительной группы «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев (7,5%) и Искандар Махмудов (17,5%). Весной 2013 года компания зарегистрировала в Петербурге свою «дочку» – ООО «Аэроэкспресс Пулково».
По словам Георгия Полтавченко, финансовое участие Смольного будет заключаться в строительстве второго наклонного выхода со станции метро «Балтийская», а также выполнении работ по благоустройству. Проектированием второго выхода сейчас занимается «Ленметрогипротранс». Предполагается, что его выведут к торговому комплексу «Варшавский экспресс». Стоимость объекта определит проектировщик, но ранее специалисты говорили о сумме в несколько миллиардов рублей.
Что касается скептицизма, который Смольный ранее высказывал по отношению к «Аэроэкспрессу», то, по словам Георгия Полтавченко, он был связан с непониманием того, будут ли пассажиры пользоваться услугами скоростной электрички или нет. «У меня не было – да, если честно, нет и до сегодняшнего дня, – уверенности, что найдется много желающих за приличные деньги с чемоданами ехать в «Аэроэкспрессе». Когда в Москве время в пути до аэропорта Домодедово составляет 35 минут – это нормально. А у нас минут 15 – 20, и не все захотят платить большие деньги за столь короткое путешествие. Тогда встал бы вопрос о снижении цены и выплате инвестору компенсации. А это потери для бюджета города», – объяснил губернатор.
Как рассказал журналистам градоначальник, ранее Смольный не нашел взаимопонимания с инвесторами по этому вопросу. Но теперь принципиальная договоренность достигнута – предполагается, что пассажиров привлекут дополнительной услугой: на Балтийском вокзале, как это сделано, к примеру, в Вене, может появиться небольшой терминал аэропорта, в котором граждане смогут регистрироваться на свои рейсы, сдавать багаж, а затем налегке ехать в Пулково. Правда, действовать эта услуга будет только для пассажиров внутренних рейсов. По словам градоначальника, инвестиции в эту часть проекта готово взять на себя ООО «Воздушные ворота Северной столицы», которое принадлежит «ВТБ» и немецкой Fraport.
Напомним, что городское правительство уже несколько лет не может определиться с тем, какой вид транспорта тянуть в Пулково в первую очередь. При губернаторе Валентине Матвиенко планировалось параллельно реализовать два проекта: линию скоростного трамвая от Пулково до Московского вокзала за 16 млрд и «Аэроэкспресс» за 13 млрд. Первый проект должны были реализовать за счет бюджета, во втором средства обещали вложить «РЖД», «ВТБ Капитал» и «Аэроэкспресс». Однако вскоре после прихода в Смольный Георгия Полтавченко правительство официально заморозило проект линии скоростного трамвая как дорогостоящий. Что касается «Аэроэкспресса», то инвесторы попросили город вложить в проект бюджетные средства: сначала речь шла о 3 млрд, потом – о 9 млрд. Это, в свою очередь, не устраивало Смольный.
В начале 2013 года появился новый вариант: министерство транспорта было готово выделить «РЖД» деньги, необходимые для запуска «Аэроэкспресса», в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Однако правительство Петербурга выступило против идеи запуска скоростной электрички и попросило вместо «Аэроэкспресса» выделить около 40 млрд рублей на строительство линии метро от «Проспекта Ветеранов» до Пулково. Как считали тогда представители Смольного, сейчас на «Балтийской» работают только три эскалатора, и поэтому станция попросту не справится с дополнительным пассажиропотоком в виде туристов с чемоданами. Кроме того, после строительства второго выхода основной вестибюль «Балтийской» нужно закрыть на капитальный ремонт: он работает без реконструкции с 1955 года. А значит, чтобы спуститься в метро, пассажиры «Аэроэкспресса» должны будут идти с полкилометра до бывшего Варшавского вокзала, до второго выхода.
Учитывая принципиальную позицию городских властей, федеральное правительство не включило «Аэроэкспресс» в программу подготовки к чемпионату мира по футболу. Не попало туда и метро – как слишком дорогостоящий проект. В итоге в конце 2013 года губернатор заявил о том, что город может вернуться к идее строительства линии скоростного трамвая, а профильный комитет по инвестициям уже даже представил его на своем стенде на международной выставке MIPIM в Каннах. Добавим, что, в отличие от варианта эпохи Валентины Матвиенко, теперь трамвай могут пустить от Пулково до «Купчино» с остановкой рядом со «Звездной». Для корректировки старого проекта в корректировке бюджета на 2014 год заложен 41 млн рублей.
Однако, как объяснил журналистам Георгий Полтавченко, пока Смольный лишь актуализирует этот проект – никаких денег пока закладывать не планируется. Впрочем, по его словам, на полку его не кладут. «Линия ЛРТ в перспективе все равно понадобится: после 2030 года, по прогнозам, через Пулково будет проходить более 30 млн пассажиров. Только ЛРТ мы рассматриваем не просто как плечо доставки от метро до аэропорта. Мы планируем развивать его дальше. В том числе – тянуть в сторону Пушкина, Павловска, Колпино», – рассказал губернатор.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»