На Петербургском экономическом форуме «Ростелеком» запустил собственный интернет-поисковик с оптимистичным названием «Спутник». По заверениям разработчиков, он будет выдавать пользователям только проверенный контент из «максимально достоверных и максимально официальных источников». Слухи о том, что его по умолчанию установят на всех компьютерах в госструктурах, в компании отрицают. Но очень надеются, что государство поможет его популяризировать.
Тут мы его потестировали немного. Спешите видеть
Презентация собственного поисковика «Ростелекома» должна была стать главным событием первого дня Петербургского экономического форума. О том, что госкомпания решила создать конкурента «Яндекса» и Google, стало известно еще осенью 2013 года, однако «Ростелеком» держал все подробности в секрете. При том, что разработка, как признался на презентации вице-президент компании Алексей Басов, велась с 2011 года, когда «Ростелеком» купил компанию, которая владела порталом Km.ru и которая в итоге и занималась разработкой.
При создании поисковика, получившего название «Спутник», «Ростелеком» исходил из следующих концептуальных предпосылок. Сейчас около 40% россиян пользуются Интернетом время от времени, а часть граждан и вовсе не знают, что это такое. Именно на них в первую очередь и будет ориентирован «Спутник». Как рассказал помощник президента, бывший министр связи Игорь Щеголев, с помощью «Спутника» дети будут получать доступ к «проверенному, защищенному контенту», а пожилое поколение, которое привыкло получать информацию из телевизора, будет знакомиться только с важной информацией. И потому не потеряет интерес к Интернету.
«Эти люди, раз они не появились в Интернете, будут иметь другую парадигму его потребления. Наверное, они не готовы тратить много времени на общение в социальных сетях. Они будут использовать его для более прагматичных и утилитарных задач», – рассказал вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов.
Исходя из такой концепции, «Ростелеком» решил насытить портал различными сервисами, например сервис «Дом», через который, как предполагается, пользователи смогут найти адреса ближайшего почтового отделения, собеса, управы и поликлиники. Впрочем, пока при вводе адреса – например, Невский проспект – «Спутник» выбрасывает пользователя на главную страницу и выдает все ответы на этот запрос, например – историю главной магистрали Петербурга.
Еще один сервис, которого нет у «Яндекса» или Google, – «Лекарства»: он предназначен для поиска ближайших аптек. Этот сервис уже работает: при вводе слова «аспирин» поисковик предложил корреспонденту «Фонтанки» 10 аптек в Петербурге, в которых это лекарство стоит в среднем 80 рублей.
Кроме того, «Ростелеком» также создал сервис «Удобная Россия», в котором есть всевозможные подразделы: «Родительский сертификат», «Купить квартиру», «Оформить инвалидность». При нажатии на соответствующую ссылку пользователь, как и в случае с сервисом «Дом», попадает на главную страницу, где ему выдаются ответы по соответствующему запросу.
Наконец, есть и стандартные сервисы: прогноз погоды, телепрограмма, новости (анализируются около 900 СМИ).
«Сервисы построены на максимально достоверных, максимально официальных источниках, – рассказывал Алексей Басов. – Таких, которые не предполагают активное изучение пользователем информационной среды. Человеку не нужно прочитать пять новостей, чтобы понять, что произошло вокруг. Ему достаточно увидеть то, что показывает телевизор. Именно поэтому мы предложили сервис, который, по сути, представляет собой «Телевизор в Интернете» – телеканалы, которые можно будет смотреть через Интернет».
Выдача поиска фильтруется. Так, корреспондент «Фонтанки» ввел слово, с которого многие пользователи Интернета начинают свое знакомство с миром сексуальных развлечений, однако «Спутник» не выдал ни одного ответа.
«Фильтрация – не совсем правильное слово. Речь идет о том, что пользователю в приоритетном характере выдаются официальные и гарантированно достоверные источники относительно прочего изобилия информации в Интернете. Достоверность, с одной стороны, определяется математической моделью, с другой – это просто идеология системы», – рассказал Алексей Басов.
В «Ростелекоме» говорят, что надеются вывести проект на окупаемость, но при этом сохранить его социальную направленность. Впрочем, подробности экономической модели компания не раскрывает. В 2014 году активное продвижение поисковика не планируется – это будет период тестирования. Напомним: ранее появлялась информация, что «Спутник» станет базовым поисковиком в государственных и бюджетных учреждениях – в "Ростелекоме" отвечают: это слухи, но отмечают, что были бы рады, если бы "государство осознало и оценило этот проект и нашло бы возможность его популяризировать".
Любопытно, что гости ПМЭФа тут же кинулись тестировать «Спутник», но какое-то время Wi-Fi форума не пускал их на страницу поисковика. Впрочем, через какое-то время все заработало.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»