Находящиеся на скамье подсудимых спасатели аквапарка «Питерлэнд» не смогли переложить вину на технического директора. Национальный стандарт (ГОСТ), регламентирующий безопасность эксплуатации водных аттракционов, носит исключительно рекомендательный характер. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Происшествие в аквапарке в Лахте произошло 14 марта 2013 года – трехлетний мальчик из Йемена зашел в волновой бассейн и захлебнулся. Спасатели обнаружили тело плавающего спиной кверху ребенка, вытащили из бассейна, вызвали медиков и оказали первую помощь. Но несмотря на старания врачей, маленький посетитель впал в кому.
Обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья (статья 238 Уголовного кодекса РФ), прокуратура предъявила начальнику службы спасателей аквапарка Николаю Плохову и старшему смены Евгению Никитину. Отрицая свою вину, подсудимый Евгений Никитин ссылался на вступивший в силу за три месяца до инцидента ГОСТ Р 52604-2012 («Аттракционы водные. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»). Он устанавливает, что официальным лицом, ответственным за организацию и осуществление безопасной эксплуатации аттракционов, является администратор (технический директор) аквапарка, а не спасатель или начальник смены. Чтобы доказать обязательность исполнения утвержденного приказом Росстандарта ГОСТа, Евгений Никитин обратился в Верховный суд России.
Но служители Фемиды не поддержали его доводов. Ведь по закону обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, тогда как национальные стандарты, в том числе касающиеся аквапарков ГОСТ, подлежат применению на добровольной основе. «Что касается доводов заявителя о привлечении его к уголовной ответственности в соответствии с данным приказом, то данное обстоятельство не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы гражданина, поскольку вопрос о виновности лица и законности привлечения его к уголовной ответственности разрешается судом в порядке уголовного судопроизводства», – заключил судья Николай Романенков.
Кроме требований к персоналу и распределение ответственности между сотрудниками, спорный ГОСТ устанавливает сами правила безопасности, призванные предупредить происшествия на водных аттракционах. В частности, определены типовые информационные указатели (пиктограммы), требования к техническому состоянию горок и бассейнов, порядку их использования и обслуживания. Например, согласно национальному стандарту, в тех же волновых бассейнах дети должны постоянно находиться в спасательных жилетах и под наблюдением взрослых даже в самой мелководной зоне (родители пострадавшего в «Питерлэнде» ребенка не отрицали, что отпустили его без надзора). Соблюдение ГОСТа должно исключить падение посетителей на мокрых полах и так далее.
Напомним, что в марте 2008 года почти двести посетителей отравились в аквапарке «Вотервиль» – виновным суд признал начальника технического отдела Вячеслава Куксова. В июне 2012 года в том же аквапарке утонул семилетний мальчик, оставшийся без присмотра матери, а 20 мая 2014 года там захлебнулся 4-летний ребенок, оказавшийся в воде без спасательного жилета.