
Утро 27 мая для мирных жителей Донецка началось с вопросов. Кто победил этой ночью в противостоянии в аэропорту? Кто контролирует город? В чьих руках, в конце концов, сосредоточена власть? И у кого найти ответы на все эти вопросы? До полудня никто из прежних властей – обладминистрации и мэрии, попросту не мог оповестить население. Видимо, все были заняты пожаром на хоккейной арене "Дружба".
Существует две версии, почему загорелась арена "Дружба". Первую озвучила днем 27 мая на своем сайте областная администрация под руководством Сергея Таруты: спорткомплекс стал жертвой артобстрела. К слову, "Дружба" находится на противоположном конце от аэропорта города, а самого губернатора в Донецке нет – по словам его пресс-службы, утром он участвовал в совещании в Киеве.

Вторая версия, которую озвучила администрация арены: ночью неизвестные с оружием вынесли из комплекса имущество и, уходя, подожгли. Пресс-центр ДНР, услышав претензию, категорично заявил: наши бойцы к этому отношения не имеют.

Первую половину дня город еще отчаянно пытался жить мирной жизнью: общественный транспорт ходил по привычным маршрутам, обходя лишь район железнодорожного вокзала, где, говорят, постреливали. Не все, но довольно много магазинов, кафе и ресторанов в центре Донецка открылись. Школьники сдавали выпускные экзамены, даже те, чьи школы находились в зоне очага напряженности, – просто перешли в другие районы.


Где-то около полудня магазины и кафе в городе стали массово закрываться. Среди торговцев прошел слух, что в 14 часов "что-то начнется". Сворачивали работу офисы сотовой связи, бутики и крупные магазины. К часу дня на вещевом рынке неподалеку от ОГА продавцов оставались единицы.
– Чего ты здесь торгуешь? Нас щас бомбить начнут, а ты тут партизанишь! Сворачивайся, – кричали коллеги своим товарищам по торговле.
В 14.00 Донецк оставался ровно таким, какой он есть: красивым, ухоженным, зеленым городом. Только малолюдным.
– А вы почему не дома?
– Собаку же надо выгуливать, сейчас пойду, – женщина окликнула своего терьера и пошла в сторону дома номер 28 по улице Университетской.
– А где у вас тут бомбоубежище?
– А вот оно, – махнула она на бетонный колодец, уходящий под землю.
На колодце – решетка. Замок.
– А у кого ключ?
– У ЖЭКа, наверное, не знаю. Зато видите, свет провели, раньше не было, – женщина снова махнула рукой, на этот раз на белый провод, тянущийся от убежища через двор к подъезду.
Бомбоубежище по второму адресу – улица Артема, 66 – было представлено в виде уродливого строения, на дверях которого свежей краской пахло: "Ключ – Маяковская, 21/3". Ни единой души в округе.
Список бомбоубежищ по Ворошиловскому району Донецка расклеила районная администрация, – объяснили "Фонтанке" в мэрии.
– При каждом районе есть ГО и ЧС, который может принимать такие решения самостоятельно. Вот они и приняли.

Сам же городской голова Александр Лукьянченко сообщил на своем сайте, что никакой зачистки в городе не будет, а информация СМИ о данных киевскими властями трех часах на эвакуацию – ложь.
– Как заверили меня в телефонном разговоре администрации президента и представители Совета национальной безопасности и обороны Украины, авиаобстрелы в жилых районах проводиться не будут. Прошу всех горожан доверять только официальной информации. Не приближайтесь к местам вооруженного противостояния. Без крайней необходимости не выходите из дома. Все коммунальные службы работают в штатном режиме. Продовольственное обеспечение в норме, – заявил мэр Донецка.
Между тем во второй половине дня представители ДНР выдвинулись к северной окраине города и стали сооружать баррикаду. При активной помощи местных жителей. К этому времени стало наконец понятно, почему пресс-центр АТО весь день говорит о том, что контролирует аэропорт Донецка. Киевские силовики его действительно контролируют, запершись изнутри. В окружающей периметр "зеленке" контроль принадлежит армии ДНР. По словам ополченцев, в приаэропортной территории засели три отряда – "Оплот", "Опора" и "Восток".
Около 19 часов в районе аэропорта снова стала раздаваться стрельба. Судя по звукам, – гранатометы. Баррикады на въезде в город стали строить с удвоенной силой.
Видео – Юлия Никитина
Первый кордон на съезде с Путиловского моста. Второй в полукилометре. Мужики на грузовиках везли песок, другие – бетонные блоки. Неизменные покрышки. Парни рубят ветки деревьев.

– Апокалипсис сегодня, – с небольшой группой отдела агитации ДНР мы идем через Путиловский мост.
Видео – Юлия Никитина
Ведущая в аэропорт дорога пустынна. Впереди – брошенная обстрелянная "Лада". Отверстия от пуль есть, следов крови нет – здесь выжили.


Чуть дальше – разбомбленный КамАЗ. Тот самый, на котором вчера перевозили раненых.

На асфальте – стекло, части грузовика, обувь, ошметки человеческих тел. "Утром привезли человек тридцать убитых", – сказали корреспонденту "Фонтанки" в областном бюро судмедэкспертизы. Ранее занимающий пост мэра Александр Лукьянченко озвучил свои данные:
– В больницах Донецка находится на данный момент 43 пострадавших, из них 1 женщина и 42 мужчины. Среди пострадавших жителей города Донецка - 8 человек, также 8 граждан России, по 1 человеку из Харькова, Николаева и области, Одессы, Крыма, города Донецкой области – 4 и происхождение 18 человек не установлено. Пострадало из числа мирного населения 2 человека – смертельно и 4 получили ранения. За сутки было убито 40 человек.

По состоянию на 20.00 на Киевском проспекте баррикаду не достроили и до середины. Сумерки подгоняли. Мужчины, женщины таскают мешки, катят покрышки, закладывая отверстия в сложенных бетонных блоках.
– Милые люди, Боже ж мой, – заплакала рядом женщина и пошла в сторону своего дома – он у нее как раз на линии ожидаемого огня.
Вообще в этом квартале – где вчера летали осколки, а сегодня снова ожидаются бои, – проживают около трех тысяч человек.
– Чего стоишь? Помогай, – кричит мужчине рядом со мной таскающий мешки с песком.
– Я? Помогать? С чего бы это, – скривившись, невысокого роста житель Донецка уходит.
Этот поступок напоминает о дневном разговоре с таксистом, когда я впервые за все пребывание на Украине почувствовала, что меня не любят за то, что я – русская.
– У меня друг тоже в Питере живет. Мы с ним разругались по Скайпу. Я ему говорю, а почему я должен радоваться и любить Путина? Он мне кто? Это он тебе Крым вернул, а у меня отнял. Я не хочу жить по вашим понятиям. У вас ментовской беспредел, а у нас всегда был воровской беспредел. Но с вора я хотя бы спросить могу.
Я не стала спрашивать, как зовут того таксиста.
День 27-го мая в Донецке заканчивается тем же, с чего и начался, – вопросами.
– Это что же натворили? Зачем сделали так, что мы искренне ненавидим запад, а запад люто ненавидит нас? Как же так это произошло? – житель ближнего к Киевскому проспекту дома Владимир, поглазев на баррикады, уходит к детям.
В эти минуты на Киевском проспекте достраивают баррикады не ополченцы в камуфляже и с оружием, хотя они тоже там. Среди строителей есть и подростки. Которые вместе с отцами копают землю. Все эти люди по-настоящему уверены, что наступит ночь и с севера в их город попытается зайти "Правый сектор".
Юлия Никитина, "Фонтанка.ру"
P.S.: Ранее по теме:









