Как рассказал командир Пограничного отряда по Юго-Восточной Финляндии полковник Теро Каакинен (Tero Kaakinen), новые полосы зон пограничного контроля для легковых автомобилей, которым не требуется декларировать товары, будут построены и введены в эксплуатацию в "Нуйямаа" ("Брусничное") и "Ваалимаа" ("Торфяновка") летом и осенью этого года.
Такая площадка функционирует в "Иматре" ("Светогорск") с конца прошлого года. На ней расположены 8 полос и, соответственно, 16 пунктов контроля (модулей). Суть новой модели сводится к принципу "одного окна" для получения услуг контролирующих органов: все легковые автомобили без декларируемых товаров едут по этим полосам к окошку, и там водитель и пассажиры, которым даже не нужно выходить из машины, подают документы на проверку. Там же можно проставить штамп на чеке TaxFree. Таким образом, пограничный контроль проходят большинство автомобилей, но, разумеется, некоторых водителей могут попросить проехать чуть дальше для таможенного досмотра, а пассажиров - выйти и подойти к другому окну.
В "Иматре", как было сказано выше, новые объекты уже используются, но указатели и инфраструктура по управлению потоками автомобилей находятся в процессе совершенствования. В связи с ремонтом пограничникам и таможенникам приходится применять временные помещения и временные решения по организацию работы. Автомобилистам рекомендуется обращать внимание на изменения маршрута.
К будущему главному зданию (его строительство пока не завершилось) будут подъезжать пассажиры, у которых есть декларируемые товары, фургоны, автобусы, транспортные газели, микроавтобусы. Велосипедисты также будут проходить пограничный контроль через главное здание - им неудобно передвигаться там, где много легковых автомобилей. Велосипедистам следует пересекать границу именно через пункт "Иматра" - "Светорск".
В отличие от "Иматры", где существует одна зона (площадка) пограничного контроля для автомобилей без декларации для движения в обе стороны, в "Ваалимаа" и "Нуйямаа" будет по две зоны - на въезд и на выезд. В "Нуйямаа" площадка на выезд из Финляндии будет готова этим летом, на въезд - в конце осени. На пункте пропуска "Ваалимаа" ввод в эксплуатацию будет проводиться в другом порядке - зону на въезд в Финляндию построят в июне 2014-го, а зону на выезд и центр оформления грузового транспорта - осенью 2014-го. С планом реконструкции и схемами этих двух МАПП можно ознакомиться здесь.
В целом на расширение многосторонних автомобильных пунктов пропуска выделено 38 млн евро: в 14 млн - на МАПП "Иматра", 8 млн - на "Ваалимаа" и 16 млн - на "Нуйямаа". После того как модернизация пунктов пропуска Юго-Восточной границы завершится, реконструкция ждёт МАПП "Вартиус" и "Ниирала".
С российской стороны пункты пропуска "Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск" также будут реконструированы, поскольку пассажиропоток там на сегодняшний день в 2 - 3 раза больше их пропускной способности. Правда, пока этот процесс находится лишь на этапе проектных работ. Об этом заявил начальник пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленобласти Анатолий Забродин в ходе пресс-конференции 27 мая.
В Торфяновке и Брусничном границу в день пересекают примерно по 10 тысяч человек, тогда как их пропускная способность — 5,2 и 6 тысяч человек соответственно. В Светогорске вместо запланированных 2,5 тысячи границу пересекают 6 тысяч туристов.
Господин Забродин отметил, что сейчас заканчиваются проектные работы по реконструкции пунктов пропуска, но о конкретных датах начала строительных работ речь пока не идёт. Первым будет отремонтирован железнодорожный пункт пропуска «Светогорск». Работы по модернизации будут проводиться в рамках приграничного сотрудничества при участии ЕС.