Решение генерального спонсора петербургского баскетбольного "Спартака" — группы компаний «НОВАТЭК» – прекратить поддерживать «красно-белых» привело руководство клуба в эмоциональное состояние. Его президент Александр Урицкий дал большую пресс-конференцию, посвященную критической ситуации, на которой сделал громкие заявления. «Фонтанка» публикует высказывания руководителя «Спартака», в которых эмоций столь же много, как и информации к размышлению.
О положении клуба
– Мы находимся на грани закрытия, и эта ситуация, к сожалению, была прогнозируемая, слишком хорошо просчитывалась. В прошлом году мы были в похожем положении, когда закончилось финансирование, но провели переговоры со спонсорами по погашению дефицита бюджета. Была проведена работа, мы расстались с шестью баскетболистами (это было сделать не так-то просто, все они игроки дорогостоящие). Они продолжили карьеру в клубах Евролиги, но замечу, что никто из них не нашел ту зарплату, которая была в «Спартаке». Конечно, потеря игроков повлияла на качество баскетбола, тем не менее, мы смогли стартовать и финишировать, всеми правдами и неправдами попали в плей-офф Единой лиги ВТБ, где удалось достойно противостоять «Триумфу». 2 мая команда одержала победу, смогла порадовать 4,5 тысячи болельщиков, которые пришли нас поддержать на «СИБУР-Арену».
Еще до начала плей-офф мы понимали, что с нами происходит, в интервью посылали понятные месседжи, но при этом не раскрывали информацию полностью. Так как игроки читают новости, нужно было создать обстановку, чтобы они не нервничали, а с полной отдачей готовились к матчам с «Триумфом», – и мы благодарны им за игру. Мы уведомили руководство города, руководство Единой лиги ВТБ в лице Сергея Иванова и Андрея Широкова, что у нас нет спонсоров и нет ни одного рубля на следующий сезон, что мы вынуждены закрываться с лета, то есть, с 1 июня. К сожалению, это действительность.
О результатах работы
– С каким сухим остатком мы остаемся? Во-первых, мы находимся в «СИБУР-Арене». Общаемся с руководителями разных клубов, и каждый из них говорит, что это лучшая арена в России. Здесь находится офис «Спартака», играют две наши команды. Здесь есть все для восстановления игроков, основная площадка, тренировочные залы, прекрасный тренажерный зал, медицина, спа, здесь мы чувствуем себя как дома. С менеджментом арены у нас установились теплые рабочие отношения. Иногда мы проводили тренировки в других местах, но все нюансы решали.
Во-вторых, в отличие от других клубов, у нас нет долгов. Сейчас с финансовым директором занимаемся тем, что получаем последние транши от спонсоров и рассчитываемся с тренерским штабом, медицинским персоналом, игроками и сотрудниками. Если клуб будет закрыт, то закрыт без единого рубля долга, что нетрадиционно для российского спортивного менеджмента.
В-третьих, у нас нет никаких обязательств. Все контракты из-за сложной финансовой обстановки мы заключали сроком на год. Не в обиду будет сказано игрокам, которые завоевали «бронзу» чемпионата России, а потом ушли в другие клубы на более низкие зарплаты, у четырех легионеров среднего уровня, что играли у нас в этом сезоне, есть предложения с улучшением контракта. Поэтому если «Спартак» будет сохранен, к сожалению, за них придется переплачивать. Это снова к вопросу о менеджменте и нашей деятельности.
В-четвертых, у «Спартака» есть свои активы – это игроки 95-96 года рождения, часть из них сейчас находится в сборных России до 18 и 20 лет. Наш игрок Иван Викторов, который был капитаном молодежной команды, а затем подключился к основному составу и выглядел не хуже других российских игроков, написал петицию на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с просьбой сохранить команду. Когда я об этом узнал, был искренне уверен, что сделать это его попросил агент, а агент думал, что попросил я. Так вот, парень это сделал самостоятельно, это действительно мужской поступок. Поверьте, в прошлом году был спрос на питерских игроков, но мы их смогли сохранить, а затем часть из них попала в молодежную сборную. И сейчас работа была проведена, молодых питерских игроков мы сохранили, у них подписаны контракты, в течение месяца они никуда не уйдут... Я хочу сказать, что название клуба в любом случае будет сохранено, бренд никуда не денется, в следующем году клубу исполняется 80 лет со дня основания.
Об отказе «НОВАТЭК» финансировать «Спартак»
– По ходу сезона мы вели переговоры с «НОВАТЭК», спасибо компании, что помогла нам, и мы смогли завершить сезон. Мы продолжали вести переговоры со спонсорами. Мало кто знает, что в прошлом году, в ноябре, мы находились в неделе до подписания нового соглашения с группой компании «НОВАТЭК». Оно было согласовано, мы договаривались о трехлетнем контракте на общую сумму 900 миллионов рублей, каждый год должны были получать по 300 миллионов. Я не берусь вступать в ситуацию, как должны строиться взаимоотношения между налогоплательщиками и городским бюджетом. Это вопрос исключительно к городу. Но так сложилось, что мы не успели подписать контракт. Наверное, все в курсе, что произошло с инвестиционным проектом, в котором участвует «НОВАТЭК» (речь идет о судьбе намыва под Сестрорецком. – Прим. ред.). Факт остается фактом, в финансировании нам было отказано. Мы вели переговоры с еще рядом инвесторов, которые финансируют СКА и «Зенит». Но кого-то коснулись санкции в связи с ситуацией на Украине. В частности, мы вели переговоры с Геннадием Тимченко. Хотя ему надо сказать спасибо, что поучаствовал в акции, которую мы начинали в прошлом году по выделению жилплощади вдове Владимира Кондрашина (легендарный советский тренер, привел «Спартак» к большим победам. — Прим.ред.). Тогда у нас не было шансов на успех, самым активным участником в кавычках была городская администрация, которая сказала, что обязательно поможет, это вот-вот произойдет. А в итоге все решил Геннадий Тимченко. Также помогли игроки, в частности, Андрей Кириленко.
О контактах со спорткомитетом
– Наверное, вам бы хотелось, да и мне тоже, чтобы здесь кроме меня присутствовали люди, которые уполномочены давать комментарии, занимают посты во властных структурах. Приведу пример: в прошлом году мы находились в похожей ситуации, я пытался дозвониться до главы городского спорткомитета Юрия Авдеева, донести ситуацию, что мы можем не стартовать в сезоне. Он предложил мне переписку, как в «Простоквашино». В этом году переписка продолжилась, и я услышал, мол, вы что, денег хотите?
Да нет, не хотим мы никаких денег, хотим рассказать, что Петербург может потерять мужской профессиональный баскетбольный клуб. Единственный на Северо-Западе, между прочим. И опять пошла переписка. Я письменно приглашал его прийти на пресс-конференцию, за 20 минут до ее начала услышал, что в спорткомитете план мероприятий уже расписан, прийти никто не может. Вот так, наверное, у нас сегодня проходит много спортивных событий. Спасибо, что глава федерации баскетбола Игорь Горбенко пришел.
О городской администрации
– Впервые за долгое время мы прочитали мнение о нас – в Интернете был комментарий о ситуации в «Спартаке» пресс-секретаря губернатора и вице-губернатора Василия Кичеджи. Ему отдельное спасибо.
Я дважды перечитал его комментарий, и это мне напомнило, как можно в русском языке сделать четыре ошибки в слове «еще» – примерно такая была реакция. Там говорится о нашем выступлении в чемпионате России. Хочу сказать, что чемпионат России утверждает Федерация баскетбола России. Федерация находится в странном состоянии в течение года с судами, никто не может понять, насколько руководство легитимно. Чемпионат России не без участия руководителя нашего клуба вообще находится в отсутствующем состоянии из-за того, что права были переданы Единой лиге ВТБ. Неформально я общался с людьми из города, говорил: давайте, вы придете ко мне, я расскажу про клуб, бюджет, как он выглядит, из чего состоят доходы, расходы, как работает офис клуба, осуществляются трансферы, какие у нас планы... чтобы люди знали, что и как, чтобы у нас была дискуссия.
Да, мы обозначили, что клубу нужно 250 миллионов рублей на следующий сезон, учитывая инфляцию. Это бюджет ниже среднего, который позволил бы нам, никуда не торопясь, играть и решать определенные спортивные задачи.
О будущем
– Есть ли какая-то надежда, что клуб будет спасен? Если честно, глобально надежда на вас, журналистов. Потому что мы, очевидно, надежд не оправдали, так как не смогли привлечь денег.
Ситуация, конечно, нетривиальная, у нас есть стадион, команда, нет долгов, клуб, по сути, ничего не стоит, у руководства нет никаких дополнительных условий. У меня есть ключ от клуба, правда, он не такой большой, как у Буратино... Как ответственный менеджер я не могу закрыть кабинет, куда-то уехать и все бросить. Я мог бы передать эти ключи людям, которые проявили бы заинтересованность в ситуации со «Спартаком», посвятили хотя бы час на то, чтобы ее изучить.
Василий Кичеджи сказал прекрасную фразу, что город готов в будущем помогать «Спартаку». В ситуации с квартирой вдове Владимира Кондрашина тоже так было, но город так и не помог. И я боюсь, что произойдет то же самое, что мы через три месяца соберемся, и вы будете спрашивать, а где клуб? Я хочу видеть хотя бы одного человека из города, кто пришел бы и поинтересовался нашими делами. Вы сейчас видите такого человека? Нет? Вот и я нет.
О поддержке из городского бюджета
– Здесь политики никакой нет. Мы не просим из бюджета субсидии. Василий Кичеджи правильно написал, что бюджеты должны поддерживать массовый спорт. Но я тут заглянул в городской бюджет и увидел, что 55 миллионов рублей дается гандбольному клубу «Нева», 38 миллионов волейбольному клубу «Автомобилист», женской баскетбольной команде «Ладога», из городского бюджета финансируются две ватерпольные и две мини-футбольные команды. Строчки о финансировании «Спартака» в бюджете нет.
Да, город выделил 500 миллионов рублей на строительство «СИБУР-Арены». Но стоимость объекта оценивается в 1,3 миллиарда рублей, 800 миллионов из них — частные деньги. Арену построили за счет частно-государственного партнерства, которое получилось успешным, что бывает довольно редко. Я хочу напомнить, что городской бюджет в 2006-м году вложил в «Зенит-Арену» 7 миллиардов рублей, с тех пор смета достигла 40 миллиардов, а стадион до сих пор не достроен. Я каждый день из кабинета вижу, как там идут работы. Наша же смета не менялась, а «СИБУР-Арена» функционирует почти год.
О переговорах со спонсорами
– Вели ли мы переговоры с потенциальными спонсорами? Конечно, вели. Но ответ здесь очень простой. Мы общались с Леонидом Михельсоном, в частной беседе он заметил: мол, я не понимаю, кому нужен «Спартак», кроме руководства клуба. Нам, газовой компании, он не нужен, так как работаем в других регионах. И не вижу, что «Спартак» нужен городу. Есть люди, которые готовы вкладывать деньги, но они интересуются, а нужна ли команда городу?
Да, каждая компания хочет каких-то преференций. Вот ЗИЛ, я читал, готов помогать футбольному «Торпедо», но в обмен хочет получить некое городское имущество. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Есть люди, которые готовы вкладывать деньги, но им нужна дискуссия с городом.
О Суперлиге
– Играть в Суперлиге? Давайте посмотрим на «Автомобилист». Вернуться обратно будет очень сложно. По деньгам не такая уж и большая разница. В Единой лиге ВТБ мы готовы играть с бюджетом 200 миллионов рублей, для Суперлиги требуется около 100. Я не уверен, что если мы опустимся в другую лигу, будут ходить болельщики. Ну, или я чего-то не знаю, может быть, на «Автомобилист» собирается народ или на «Ладогу»? Уверен, что если бы к нам приехал ЦСКА, наша арена была бы заполнена. Я не считаю, что Суперлига — это уровень для Петербурга. И потом, мы хотим, чтобы наши игроки развивались, росли в мастерстве, прогрессировали.
Об отношениях с городом
– От города нам нужна моральная поддержка, чтобы мы могли пообщаться с руководством города и потенциальными спонсорами. В прошлом году была сложная ситуация в «Химках», когда взбунтовались игроки из-за того, что им не платили. У клуба были долги, но руководство встретилось с губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым, Сергеем Ивановым, и проблема решилась. «Красные Крылья» живут в состоянии перманентных финансовых проблем, из-за желания стать лучше покупаются игроки, меняются тренеры, есть долги. Нам тоже хочется быть лучше. Была возможность пригласить Воронова, Колесникова, Быкова, наша команда стала бы сбалансированнее и, возможно, играла бы до сих пор. Но мы на это не пошли, так как главное для нас была финансовая дисциплина.
Мы не хотим денег из городского бюджета. Мы хотим, чтобы была возможность диалога с потенциальными спонсорами, чтобы инвесторы поняли, что клуб нужен не только нам, болельщикам, но и городу. Было бы странно думать, что руководство города не знает, что такое баскетбол.
Я напомню, что прежде чем уехать в Москву, Георгий Полтавченко возглавлял городскую федерацию баскетбола, на открытии «СИБУР-Арены» он забросил первый мяч. Все знают, что по понедельникам он играет в баскетбол. Кстати, тот самый мяч лежит у меня в кабинете, на нем написано пожелание от Полтавченко: «Долголетия». Не дай бог такого долголетия, когда команда через год стоит на грани закрытия. И если кто-то придет, я заберу мяч с собой из кабинета. Мог бы Полтавченко принять участие в привлечение спонсора? Наверное, мог бы.
О спортшколах
– Да, город содержит спортивные клубы. В Петербурге есть спортивный интернат, колледж олимпийского резерва №1, в нем – отделение баскетбола. Там учатся 20 человек, стоимость обучения 600 000 рублей. Город тратит 12 миллионов рублей. Но где играют выпускники колледжа? Руководит отделением баскетбола Анатолий Штейнбок, 76 лет от роду, дай бог ему здоровья. Кто-нибудь знает, что в этот колледж трудно поступить, что ребята приносят по 500 000 рублей? Разве я только что открыл для вас Америку?
Мы ведем переговоры с колледжем и хотим, чтобы город принял участие в решении проблем, разобрался, почему выпускники уезжают играть в московский ЦСКА, в Краснодар, а не идут в петербургский клуб «Спартак».
О дедлайне
– Согласно регламенту, до 12 июня мы должны предоставить Единой лиге ВТБ гарантии, что мы будем выступать в сезоне. Но руководство, учитывая нетривиальную ситуацию, готово пойти нам навстречу и подождать.
На самом деле, мы могли бы выступать не только в Единой лиге ВТБ. Мы вели переговоры с Евролигой, она построена не по принципу, который существует в футболе. Важна логистика, наличие инфраструктуры. Знаем, что в Петербург команды бы поехали. И мы понимали, что Евролига могла бы нам предоставить wild card на участие в Кубке Европы. С бюджетом в 200 миллионов рублей мы бы могли принять участие и в Единой лиге ВТБ, и еврокубке.
Президента БК «Спартак» слушал Артем Лисовский, «Фонтанка.ру»