В ситуацию с повышением стоимости проезда по ЗСД вмешалась антимонопольная служба. В УФАС по Петербургу поступила жалоба от гражданина, который недоволен тем, что за одну поездку по участку от КАД до Обводного канала теперь нужно платить на 133% больше, чем раньше. Глава управления Вадим Владимиров грозит возбуждением антимонопольного дела. Впрочем, у представителей магистрали есть серьезный аргумент: плата не повышалась с 2011 года.
В Управление антимонопольной службы по Петербургу поступила жалоба от физического лица, которому не понравилось, на сколько вырос проезд по южному участку ЗСД с 15 мая. Если до этого числа за возможность прокатиться от КАД до Обводного канала на легковом автомобиле нужно было заплатить 30 рублей, то теперь – 70 рублей. При этом сейчас участок поделен на две зоны: от кольцевой до Благодатной, стоимость проезда – 40 рублей, от Благодатной до Обводного, стоимость – 30 рублей.
По подсчетам заявителя, тариф по всему участку вырос на 133% (с 30 рублей до 70), а от КАД до Благодатной – на 40% (с 30 до 40 рублей). Как сообщает пресс-служба УФАС по Петербургу, сотрудники управления уже запросили необходимые материалы и документы у смольнинского ОАО «ЗСД», после чего будет принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Крайний срок для принятия решения – 16 июля. «Очень важное и социально значимое дело, касающееся, без преувеличения, сотен тысяч петербуржцев», – говорит глава УФАС по Петербургу Вадим Владимиров. При этом северного участка ЗСД разбирательство не касается: до 15 мая проезд по нему был бесплатным.
Для того, чтобы разобраться, есть в этой истории нарушение законов или нет, антимонопольной службе придется углубиться в сложную схему строительства и эксплуатации ЗСД, разработанную при губернаторе Валентине Матвиенко. Как неоднократно рассказывала «Фонтанка», южный и северный участки строились за счет федерального и городского бюджетов. Стоимость работ составила 47 и 36 млрд рублей соответственно, а заказчиком выступало ОАО «ЗСД», на 100% принадлежащее Смольному. Эта же компания занималась сбором платы за проезд по южному участку.
В декабре 2013 года право сбора денег на южном отрезке получила компания «Магистраль Северной столицы» («МСС»), а 15 мая к ней перешел северный участок. «МСС» является совместным предприятием ВТБ и Газпромбанка и с весны 2013 года ведет строительство центрального участка ЗСД, сдать который планируется к весне 2016 года. По концессионному соглашению со Смольным «МСС» получает право на сбор платы с уже построенных отрезков до сдачи центрального, но при этом все полученные средства нужно направлять непосредственно на само строительство.
Там же, в концессионном соглашении, прописан механизм разработки и утверждения тарифа. «МСС» вправе устанавливать любой размер платы, но не превышая предельную величину. Сложная формула для расчета предельной величины привязана к инфляции и размеру ВВП. Ранее в «Магистрали Северной столицы» говорили, что на 1 января 2013 года предельный размер стоимости по любому участку составлял 103 рубля.
После определения тарифа «МСС» обязано уведомить о своем решении ОАО «ЗСД», которое теперь лишь курирует проект, не вмешиваясь в оперативные и стратегические вопросы. Формально «ЗСД» может лишь принять к сведению информацию концессионера, но запретить «МСС» вводить тот или иной тариф – нет. Хотя в реальности плата долго согласовывалась со Смольным, тем более что губернатор Георгий Полтавченко публично заявлял, что выступает против резкого повышения.
Таким образом, по сути, УФАС придется проверять не ОАО «ЗСД», а «Магистраль Северной столицы». В самой компании не смогли оперативно прокомментировать данную ситуацию. Однако в «МСС» ранее уже подчеркивали, что плата в 30 рублей за проезд по южному участку была установлена еще в 2011 году и с тех пор ни разу не менялась, несмотря на инфляцию. При этом на тот момент южный участок был короче: машины следовали от КАД до Благодатной. Проезд до Обводного был открыт осенью 2012 года, но размер платы решили не менять.
Впрочем, не исключено, что в ходе проверки УФАС по Петербургу натолкнется на еще один любопытный факт. Стоимость строительства центрального участка составляет 110 млрд рублей. Из них бюджет направит 51 млрд, остальные 60 вложат инвесторы. Из них часть являются государственными: Внешэкономбанк (25 млрд), ВТБ (8,5 млрд). Кроме того, государство через «Газпром» контролирует и Газпромбанк (8,5 млрд рублей). Таким образом, с учетом затрат на южный и северный участки, ЗСД как минимум на две трети будет построена за счет государства. Но при этом «Магистраль Северной столицы» получила право собирать плату за проезд до 2042 года. А Смольный гарантировал минимальный доход в 9,6 млрд: если реальные сборы будут меньше, то бюджет будет выплачивать компенсацию.
Доход от проезда по ЗСД будут получать основные акционеры «МСС» – ВТБ и "Газпромбанк", среди которых есть не только государство. Так, 47% акций "Газпромбанка" находятся у НПФ «Газфонд», которым руководит сын Николая Шамалова – одного из учредителей кооператива «Озеро» и знакомого Владимира Путина. При этом 80% этих акций находятся в доверительном управлении у ЗАО «Лидер», которое контролируется еще одним знакомым Владимира Путина – Юрием Ковальчуком. Крупнейшими акционерами ВТБ помимо государства являются норвежская Norges Bank, Qatar Holding и Государственный нефтяной фонд Азербайджана.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»