Вечер 3 июня выдался теплым, люди гуляли по Невскому. Поэтому когда около 21 часа пассажирский автобус №181 выехал на тротуар, шансов не задеть кого-то просто не было. Сначала в пресс-службе УГИБДД говорили именно о пострадавших пешеходах – 10 человек. Затем цифры стали расти – 12 человек. Прибывший на место аварии начальник ГУ МВД по Петербургу объявил о 22. Чуть позже глава губернаторской пресс-службы Андрей Кибитов написал в Твиттере о 24. Он же рассказал, что среди пострадавших оказались дети, точнее подростки в возрасте 15-16 лет – шесть человек. Им всем «повезло» – отделались легкими и средними травмами.
Точное количество пострадавших назвать сложно: кто-то наверняка ушел домой с ушибами и царапинами, не сообщив о себе экстренным службам. ГУ МЧС по Петербургу дает уточненную информацию – 20 человек, из которых 15 на месте обратились к врачам скорой. Семерых после оказания помощи отпустили, а восемь человек госпитализировали. По данным городской администрации, двое взрослых получили тяжелые травмы, в состоянии шока их развезли в НИИ им. Джанелидзе и Мариинскую больницу. К четырем часам утра, по данным МЧС, в больницах оставались семь человек, в том числе один подросток. По сообщениям СМИ, среди пострадавших – как минимум один иностранец, девушка из Израиля.
Травмы получили не только пешеходы, но и пассажиры автобуса: он был почти полон. Когда автобус «пересчитывал» столбы, их кидало по салону. Один из самых тяжелых пациентов – водитель. У него как минимум переломы обеих ног и что-то с сердцем. Проблемами со здоровьем у водителя с самого начала объяснили аварию в пресс-службе УГИБДД. Потом вроде как засомневались. В итоге и Умнов, и Смольный подтвердили эту версию. Водитель – немолодой человек. Известно, что его зовут Сергей. На месте аварии ему сделали кардиограмму, выявили нарушения ритма.
Ничего об этом не зная, люди, видевшие момент ДТП, тоже предположили, что что-то случилось с водителем: автобус казался неуправляемым. Пассажиры рассказали «Фонтанке», что он шел посередине Невского, с невысокой, к счастью, скоростью, но вдруг в районе Караванной повернул направо и поехал по тротуару до 64 дома. По данным городского ГУ МВД, он сбил четыре столба, очевидцы сообщали о снесенном рекламном щите. Так, тормозя о препятствия, он остановился в очередном столбе (фотографии). При этом в салоне «пружины вылезли, как мясо».
Момент аварии попал в объектив видеорегистратора автомобиля, шедшего вслед за автобусом. Очевидец разместил ролик на своей странице в социальной сети "ВКонтакте":
Сергей Акамов
Компания «Питеравто», которой принадлежит автобус, предполагает, что причиной ДТП мог стать маневр другого участника дорожного движения – внезапно выскочившей с Караванной машины, от столкновения с которой хотел уйти водитель. В техническом состоянии «ЛиАЗА» у компании сомнений нет: он поступил в парк год назад, в апреле 2013-го, и находится на гарантии.
На место аварии сразу прибыли не меньше десяти карет скорой помощи, три машины МЧС, полиция. Приехал начальник питерского главка Сергей Умнов. Движение по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства было закрыто, в обратную сторону – затруднено. Тротуар, да и искореженный салон автобуса были заполнены любопытствующими. Проезд по Невскому открыли только к половине двенадцатого. Ближе к полуночи аварийную машину отбуксировали с места ДТП. Как передавал корреспондент «Фонтанки», сначала пытались зацепить за кабину, но безуспешно. В итоге автобус оттащили на нечетную сторону, к углу Невского и набережной Фонтанки, затем частично погрузили на эвакуатор и увезли. На время всех этих манипуляций движение приостанавливалось.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко взял под свой контроль расследование и ликвидацию последствий аварии. «Будет проведено тщательное расследование транспортного происшествия», – отмечал в Твиттере Кибитов.
Отметим, что это не первая подобная авария на Невском проспекте. В феврале 2010 года автобус №15 при повороте в районе площади Восстания так же выехал на тротуар. Тогда все было еще серьезнее. Погибли два человека, десять получили ранения. В ходе расследования выяснилось, что машина была исправна, техосмотр прошла вовремя. Зато режим труда водителя Юрия Мазина был нарушен: вместо полагающихся 12 часов отдыха между сменами у него было только 10, на работу он вышел в 5:36 утра. В августе 2010 года его приговорили к 3,5 года колонии-поселения.