Больше четырех часов просидела в досмотровой комнате Пулково директор Института региональной прессы – известная каждому журналисту Петербурга Анна Шароградская. Из четырех часов три ей не могли объяснить, почему ее сняли с самолета в Хельсинки, и пугали приездом сотрудников ФСБ. При этом все силовые ведомства, связанные с аэропортом, уверяли названивающих журналистов, что «это не мы». В последние 60 минут «заключения» выяснилось, что таможенникам нужны ноутбук, айпад и все флэшки Шароградской, на которых может быть запрещенная для вывоза из России информация. После изъятия носителей информации ей пообещали посодействовать в отлете в США.
ЧИТАЙТЕ НА "ФОНТАНКЕ" ИНТЕРВЬЮ С АННОЙ ШАРОГРАДСКОЙ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В ПУЛКОВО
О задержании 73-летней Анны Шароградской, бессменного руководителя петербургского Института региональной прессы, стало известно около часа дня. Как рассказала Анна Аркадьевна «Фонтанке», она вылетала из Пулково в Хельсинки, откуда уже должна была следовать в США (там директор института должна была читать лекции). Шароградская зарегистрировалась, сдала багаж, прошла паспортный контроль и перешла в зону отлета. После того как объявили посадку на ее рейс, к директору Института подошел сотрудник и попросил пройти в досмотровую комнату для разъяснения небольшого недоразумения. Анна Аркадьевна прошла за сотрудником в комнату и провела в ней больше четырех часов.
Задержавшие Шароградскую люди не представлялись и лишь заявили, что их интересуют ее ноутбук и айпад, сообщили, что «ждут ФСБ». Об этом глава Института региональной прессы рассказала журналистам, которые начали обрывать ей телефон звонками.
В УФСБ по Петербургу и области, куда сразу же за разъяснениями обратилась «Фонтанка», сообщили, что никакого отношения к произошедшему с Шароградской не имеют, и посоветовали обратиться к коллегам из пограничной службы. В пресс-службе ПС ФСБ по Петербургу и области также оперативно открестились от заинтересованности в багаже директора института. В транспортной полиции уверили «Фонтанку», что их сотрудники главу института не задерживали.
Спустя пару часов ответственность за задержание на себя взяло Северо-Западное таможенное управление. В пресс-службе сообщили, что в ходе таможенного досмотра у них возникли вопросы к багажу пассажирки Шароградской, которые они сейчас и проясняют.
Правда, примерно в это же время самой Шароградской заявили, что ее чемодан стал объектом пристального внимания таможенников не случайно — была некая информация. Какая – директору института не объяснили, но все электронные носители изъяли. После чего сообщили о том, что она может покинуть досмотровую зону.
Изначально директор института не хотела расставаться со своим имуществом и даже, по словам ее представителя адвоката Игорь Мангилева, собиралась остаться в досмотровой зоне, однако в итоге сообщила «Фонтанке», что приняла решение расстаться с электронными носителями. При этом сотрудники аэропорта пообещали, что окажут ей помощь в обмене билета для поездки в США.
Однако в 17.30 стало известно, что билет Шароградской придется покупать за свой счет. Ее выпустили из таможенной зоны, при этом один чемодан улетел в Хельсинки без своей хозяйки. Что же касается электронных носителей, то, по словам сына главы Института региональной прессы Аркадия, на них лишь музыка, фото детей и внуков, книжка, которую Анна Аркадьевна должна была переводить, и некоторые материалы российских СМИ.
А вот у таможенного управления на этот счет другое мнение. «Есть предварительная информация, что на носителях может быть информация, запрещенная к вывозу за территорию Российской Федерации. Если она не подтвердится, то после проверки все носители Шароградской вернут», – сообщили в пресс-службе СЗТУ.
Татьяна Востроилова, "Фонтанка.ру"