У Смольного мало шансов на то, чтобы успеть построить станции «Новокрестовская» и «Улица Савушкина» к чемпионату мира по футболу 2018 года, несмотря на выделенное для этой цели софинансирование от федерального центра в размере 12 млрд. Об этом губернатору Георгию Полтавченко сообщил глава местного отделения Тоннельной ассоциации России Николай Кулагин, который 30 лет возглавлял институт «Ленметрогипротранс». По оценке экспертов, начинать работы нужно было в 4-м квартале 2013 года. А в реальности еще даже не выбран подрядчик.
Продолжение Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Улицы Савушкина» с промежуточной станцией «Новокрестовская» является частью федеральной программы по подготовке России к чемпионату мира по футболу 2018 года. Помимо метро от Петербурга в программу попала только транспортная развязка на пересечении Дунайского проспекте и Пулковского шоссе, хотя Смольный направлял в Москву целый список инфраструктурных проектов. Выделение финансирования означает, что правительство РФ считает данный объект необходимым элементом для успешного проведения мундиаля. Предполагается, что город получит на него из федеральной казны около 12 млрд рублей – половину от общей стоимости строительства.
Однако среди экспертов уже давно высказываются мысли, что Смольный не успеет построить ветку к заявленному сроку. Официально эти опасения высказал глава регионального отделения Тоннельной ассоциации России Николай Кулагин, считающийся одним из главных специалистов в области метростроения в городе: с 1981 по 2010 год он возглавлял институт «Ленметрогипротранс», который до последнего времени был основным проектировщиком питерской подземки. По информации «Фонтанки», Николай Кулагин направил письмо губернатору Георгию Полтавченко, в котором указал, что, исходя из накопленного опыта строительства метро, крайним сроком начала работ по продолжению Невско-Василеостровской линии был четвертый квартал 2013 года.
Аналогичная ситуация сложилась и с проектом по продлению Правобережной линии на Васильевский остров до «Большого проспекта» с промежуточной станцией «Театральная»: эту ветку стоимостью 22 млрд рублей городские власти также намерены построить к 2018 году.
«В связи с поздним началом строительства возможность ввода линий метрополитена в директивные сроки стоит под большим вопросом. Работы по этим линиям, даже подготовительные, не требующие экспертизы, до сих пор не начаты», – пишет в своем письме Николай Кулагин.
Как уже рассказывала «Фонтанка», весной комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил конкурс на подготовку площадок под строительство продолжения Невско-Василеостровской линии. При этом по приглашению Смольного на него заявился не только «Метрострой», но и «УСК "Мост"» Геннадия Тимченко, петербургский «СТиС», а также ЗАО «И.И.С.» – партнер австрийского концерна Strabag, долей в котором владеет Олег Дерипаска. Однако в середине мая чиновники отклонили все заявки, найдя в них ошибки: в частности, эти компании якобы не смогли подтвердить «наличие собственного или арендованного оборудования в объеме, необходимом для исполнения контракта, с указанием производственной мощности этого оборудования».
В начале июня конкурс на подготовку площадок был объявлен заново. Одновременно были размещены тендеры по выносу сетей с территорий, на которых разместятся «Новокрестовская», «Улица Савушкина», «Большой проспект» и «Театральная». Как ожидается, подрядчиков выберут только в июле, после чего наконец начнутся работы. А уже осенью Смольный объявит основные тендеры на строительство станций на сумму в 24 млрд (Невско-Василеостровская линия) и 22 млрд рублей (Правобережная). Размещать заказы сейчас чиновники не могут: проекты линий до сих пор не прошли Главгосэкспертизу. Таким образом, на освоение этих средств у подрядчиков будет чуть больше трех лет – 2015, 2016, 2017-й и начало 2018-го.
Понятно, что срыв сроков по продлению Правобережной линии не приведет к серьезным последствиям: непосредственно к чемпионату мира эта ветка имеет мало отношения. Другая ситуация с «Новокрестовской». Во-первых, считается, что без нее добраться до нового стадиона «Зенита», на котором, в частности, пройдет полуфинал чемпионата мира, будет весьма проблематично. Во-вторых, Смольный получил федеральное софинансирование с условием, что объект будет сдан к мундиалю, и потому срыв сроков может обернуться грандиозным скандалом.
По оценке специалистов, с которыми поговорила «Фонтанка», нормальный график строительства Невско-Василеостровской линии выглядит следующим образом. Около года обычно уходит на подготовку площадок и вынос сетей. Еще порядка шести-восьми месяцев «Метрострой» – или иной подрядчик – вынужден будет потратить на строительство и укрепление котлована, из которого начнет свое движение горнопроходческий щит (определенное время займет и монтаж щита). Сама проходка займет около года. Математика здесь простая: длина перегона между «Улицей Савушкина» и «Приморской» – свыше 4 км. В среднем щит способен в день укладывать по 6 – 7 тюбинговых колец шириной в 1,8 метра, то есть по 12 метров в день.
Стартовать щит будет из Приморского района, севернее будущего вестибюля станции «Улица Савушкина». Таким образом, строители пройдут примерно половину перегона от «Улицы Савушкина» до следующей перспективной станции Невско-Василеостровской линии – «Яхтенной». Наконец, еще около полутора-двух лет должно уйти на строительство вестибюлей и их архитектурную отделку (часть работ производится параллельно с проходкой тоннелей).
При этом здесь еще одна трудность. Вестибюль «Новокрестовской» будет строиться открытым способом, хотя располагаться он будет на глубине в 25 метров. Для этого будет применяться метод под названием «стена в грунте»: по мере выемки земли котлован будет заполняться бетоном, чтобы порода не оседала. Аналогичным способом будет возводиться станция «Дунайская» «фиолетовой» линии. При использовании такой методики подрядчик должен построить основную чашу вестибюля перед тем, как его прорежет проходческий щит: в противном случае при возведении вестибюля придется вскрывать тюбинговые кольца и нарушать герметичность тоннеля.
Сложности строителей удваиваются, так как в том месте, где через четыре года должна появиться «Новокрестовская», сейчас плещется вода. Как известно, вестибюль станции будет находиться на намывной территории, строительство которой еще даже не началось. Предполагается, что работы по намыву искусственной земли начнутся в этом году, а закончатся в 2016-м. «То есть необходимо выполнить работы в 3 раза быстрее, чем это возможно. Грубое, конечно, сравнение, но тем не менее – это как родить ребёнка за 3 месяца вместо 9. Законы физики не обратить, бетон не заставишь набирать конечную прочность в 3 раза быстрее» – так характеризуют эту ситуацию на одном из профильных форумов. При этом Смольный ранее заявлял, что «Новокрестовскую» введут даже не весной 2018 года, в середине 2017-го, чтобы станцией могли воспользоваться болельщики матчей Кубка конфедераций, который обычно проводится за год до чемпионата мира.
В «Метрострое», который является основным претендентом на контракт по продлению Невско-Василеостровской линии, эту ситуацию не комментируют. Но источник нашего издания сообщил: опыт компании показывает, что строительный цикл по сооружению одного участка занимает примерно четыре года.
Комментарий комитета по развитию транспортной инфраструктуры был лаконичным: продолжение Невско-Василеостровской линии будет построено в срок.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»