Следственный комитет приостановил расследование хищения имущества санатория «Чёрная речка» в связи с невозможностью найти тех, кого следовало бы привлечь за это к уголовной ответственности. Таков результат года работы СК по делу о мошенничестве с профсоюзной собственностью.
Сомнительные обстоятельства
О приостановлении расследования уголовного дела, возбуждённого 11 июня 2013 года по факту преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ («мошенничество, совершённое в особо крупном размере»), «Фонтанке» сообщил помощник руководителя Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Андрей Исаев.
Санаторий «Чёрная речка» некогда был одной из самых известных профсоюзных здравниц нашей части побережья Балтийского моря. К 2000 году санаторием управляло ЗАО «Санаторий «Чёрная речка», которое арендовало соответствующий земельный участок у КУГИ. С оформлением собственности на объекты санаторной недвижимости имелись некоторые сложности, что традиционно для профсоюзной собственности того времени.
В октябре 2000 года акционеры ЗАО – члены трудового коллектива – провели внеочередное собрание, в результате которого полномочия генерального директора перешли от Владимира Дровосекова к тогдашнему врачу санатория Ольге Мисюре. По словам Дровосекова, группа его сторонников имела большее количество акций, нежели группа сторонников Мисюры, но за несколько часов до собрания неожиданно приехал судебный пристав с постановлением об аресте части акций – примерно половины из тех, что принадлежали его сторонникам. Оспорить решение собрания в суде Владимиру Дровосекову не удалось.
Представителем инициативной группы оппонентов Дровосекова выступал тогда молодой бизнесмен Дмитрий Мисюра, который сегодня выступает основным владельцем «Чёрной речки».
Фальшивый арбитраж
В 2006 году ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» становится официальным собственником 10 из 15 объектов имущества санатория. Дмитрий Мисюра рассказывает, что его юристы обратились тогда к бывшему застройщику санатория – в ЗАО «Трест Севзапкурортстрой» – с целью изучения вопроса о возможном собственнике. И якобы получили ответ: оказывается, собственник есть – это как раз ЗАО «Санаторий «Чёрная речка». Бизнесмену, по его словам, оставалось лишь попросить руководство треста зарегистрировать собственность на его компанию.
Генеральный директор «Севзапкурортстроя» Сергей Тихомиров категорически отрицает описанные события и утверждает: в 2006 году Дмитрий Мисюра действительно обращался к нему – но исключительно, чтобы приобрести проектно-сметную документацию санатория. Ни о каком оформлении права собственности, по словам Тихомирова, и речи не было.
– Если бы у нас были документы о собственности на имущество «Чёрной речки», то уверяю вас: она принадлежала бы сейчас «Тресту Севзапкурортстрой»! – заявил «Фонтанке» Тихомиров.
Между тем как раз обстоятельства появления «Треста «Севзапкурортстрой» в этой истории и стали поводом для возбуждения уголовного дела.
Ведь следствие полагало, что неустановленные лица сфальсифицировали решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из которого следовало, что 10 объектов имущества «Чёрной речки» перешли в собственность «Треста Севзапкурортстрой» за долги, которые якобы накопились перед ним у Ленинградской федерации профсоюзов. Далее, по версии следствия, преступники подделали договор купли-продажи и акты приёма-передачи имущества, и получилось, что «Севзапкурортстрой» продал имущество санатория ЗАО «Санаторий «Чёрная речка».
50%
В 2007 году Ленинградская федерация профсоюзов попыталась в судебном порядке получить права собственности на одно из зданий санатория. И во время процесса председатель федерации Владимир Дербин якобы случайно узнал, что, оказывается, большая часть имущества санатория профсоюзам уже не принадлежит. Именно такую – карикатурную в отношении самого себя как профсоюзного лидера – картину описал в заявлении в Следственный комитет сам господин Дербин.
Но самое поразительное – это заявление датировано 2013 годом, а вовсе не 2007-м. В 2007-м же году в правоохранительные органы никто не обращался, а в 2008-м между профсоюзами и ООО «Санаторий «Чёрная речка» – также подконтрольной Дмитрию Мисюре компании, которой одноимённое ЗАО перепродало доставшееся ему имущество санатория, – было подписано мировое соглашение. В соответствии с ним федерация стала владельцем 50% долей ООО (которое сегодня Дербин обвиняет в мошенническом завладении санаторным имуществом), на чём тогда и успокоилась.
Нового хозяина Дмитрия Мисюру происшедшее, похоже, устроило. Он описывает эти события так: в 2008 году профсоюзы решили стать участниками принадлежавшего ему ООО «Санаторий «Чёрная речка», для чего внесли в уставный капитал свой вклад (5 из 15 объектов имущества санатория оставались профсоюзными).
Генеральный директор построившего санаторий ЗАО «Трест «Севзапкурортстрой» Сергей Тихомиров видит это мировое соглашение по-другому:
– Владимир Дербин «слил» Дмитрию Мисюре санаторий, – заявил он «Фонтанке».
Пять лет спустя
Прошло пять лет, в профсоюзных кругах забеспокоились о грядущих выборах нового председателя – это случится в январе 2015 года. И кто-то надоумил президиум Ленинградской федерации профсоюзов озаботиться судьбой санатория. Говорят, беспокойство основывалось на констатации факта: несмотря на владение 50% ООО, доступ к реальному управлению делами ставшего вполне процветающим санатория был у профсоюзов проблематичным. Президиум федерации принял решение об обращении в правоохранительные органы, у желающего продолжить карьеру председателя Владимира Дербина не оставалось выбора – он обратился в Следственный комитет с заявлением о мошенническом, по его мнению, завладении ООО «Санаторий «Чёрная речка» имуществом санатория. Того самого ООО, с которым сам же в 2008 году подписал мировое соглашение.
Правда, у Дмитрия Мисюры имеется отдельное мнение о возможных причинах, побудивших профсоюзы обратиться в правоохранительные органы. По словам бизнесмена, некоторое время до того Владимир Дербин потребовал, чтобы ЗАО выкупило принадлежащие федерации 50% долей одноимённого ООО «Санаторий «Чёрная речка» за 400 000 000 рублей.
– Обращение Дербина в правоохранительные органы и возбуждение уголовного дела – это способ давления, цель которого – заставить меня согласиться на сделку на таких условиях. Я их считаю несправедливыми, потому что независимые оценщики оценили эту долю не более чем в 70 000 000, – заявил Дмитрий Мисюра.
Возбуждённое по «особо крупному мошенничеству» уголовное дело весь год находилось в производстве у следователя Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александра Несвита – энергичного и вполне профессионального специалиста. Но время было упущено. И Владимиру Дербину во время своей предвыборной кампании теперь придётся объяснить: куда же делась одна из брендовых профсоюзных здравниц? И какова его личная роль в этой странной истории.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»