В ночь с 20 на 21 июня, во время праздника «Алые паруса», петербургское метро будет работать круглосуточно – в восьмой раз в течение 2014 года. Как выяснила «Фонтанка», результаты этого эксперимента неоднозначные: если на Новый год и в «Ночь музеев» услугой подземки воспользовались 100 тысяч и 80 тысяч человек, то на День Победы – 26 тысяч, Первомай – только восемь. Одновременно упала популярность ночных автобусов.
В 2014 году Смольный переформатировал проект ночного метро: было решено расширить количество дней, когда подземка работает круглосуточно, и одновременно прекращено ежедневное движение челнока между «Спортивной» и «Адмиралтейской» – теперь он ходит только по выходным. В итоге за первое полугодие подземка работала практически нон-стоп на Новый год, на Рождество и Пасху, на Первомай, в День Победы, в День города и во время «Ночи музеев». В предыдущие годы столь радикально режим работы метрополитена менялся только в Новый год и на время праздника «Алые паруса».
В ночь с 31 декабря на 1 января подземка работала до 2 часов, после чего следовал двухчасовой перерыв, а затем поезда возобновляли движение. В остальные праздники метрополитен был открыт с 1 часа ночи до 5 утра. Несмотря на это, больше всего пассажиров было перевезено под бой курантов: как рассказали «Фонтанке» в ГУП «Петербургский метрополитен», только с 4 до 5.30 1 января услугами предприятия воспользовались почти 103 тысячи человек. Для сравнения: в обычный будний день, когда метрополитен работает с 6 утра до полуночи, пассажиропоток составляет свыше 2 млн человек.
Второй по популярности после Нового года оказалась "Ночь музеев" (с 17 на 18 мая): с 17 на 18 мая подземка перевезла 79,5 тысячи человек, в День Победы – 26,1 тысячи. Православные праздники оказались менее востребованными: в Рождество было перевезено 13 тысяч пассажиров, на Пасху – около 24 тысяч. Наименее популярным оказался Международный день солидарности трудящихся: в ночь с 1 на 2 мая ночным метро воспользовались лишь 8 тысяч человек. Именно к Первомаю относится диалог на одном профильном форуме машинистов. «Ну что, сегодня опять воздух будем возить?» – спросил один машинист своих коллег вечером 1 мая. «Воздух успешно перевезен», – ответил его коллега утром 2 мая.
Популярность челнока между «Адмиралтейской» и «Спортивной» осталась такой же, как и в 2013 году: в среднем им пользуются около 200 – 300 человек за ночь. Напомним, что линия работает с 1.00 до 3.00, только в период навигации, интервал движения составляет 20 минут. Наименьший пассажиропоток был зафиксирован в первый день работы челнока – с 30 апреля на 1 мая: 148 пассажиров. Максимальный – в ночь с 13 на 14 июня (696 человек) и с 31 мая на 1 июня (548 человек). Для сравнения: накануне Дня России, с 11 на 12 июня, перевезли 234.
При этом популярность ночных автобусов "Пассажиравтотранса", которые курсируют по выходным в период навигации, упала. Если в 2013 году за две ночи уик-энда они перевозили в среднем 3 – 4 тысячи петербуржцев, то сейчас – не больше 1800. Так, с 1 по 4 мая пассажиропоток составил 1200 человек, с 8 по 11 мая – меньше тысячи. По информации «Фонтанки», в Смольном падение потока связывают с тем, что в этом году ночные автобусы ходят каждые 30 минут, а не 15, как раньше. Кроме того, сказывается и увеличения числа дней, когда подземка работает круглосуточно: большинство граждан, по понятным причинам, выбирают метро, которое доставляет их до нужного места гораздо быстрее.
В комитете по транспорту говорят, что переформатировать проект пока не планируется: идет анализ пассажиропотока. Однако, скорее всего, Смольному придется снизить число праздников, во время которых метро работает круглосуточно, и оставить только самые популярные, вроде Нового года или «Ночи музеев».
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»