В Смольном родился еще один проект по транспортному обеспечению Пулково. Чиновники прорабатывают возможность по оборудованию выделенной линии от аэропорта до метро «Московская» или «Звездная». Предполагается, что курсировать по ней будут 23-метровые автобусы с прицепом производства немецкой компании Goppel, которая принадлежит Кировскому заводу. «Выделенка» станет альтернативой проекту скоростной электрички «Аэроэкспресс», но, как уверяют в Смольном, не заменит его.
О новом проекте по транспортному обеспечению Пулково журналистам рассказал врио губернатора Георгий Полтавченко. В понедельник, 16 июня, ему продемонстрировали 18-метровый сочлененный автобус от немецкой компании Goppel, который уже свыше месяца тестируется «Пассажиравтотрансом» на 24-м маршруте. Градоначальник оценил вместительность автобуса и заявил, что его можно было бы использовать на загруженных линиях в центре города, а также в пригородном сообщении, в том числе – для работы на выделенной линии до аэропорта Пулково.
Год назад комитет по транспорту, который тогда возглавлял Станислав Попов, уже занимался проработкой вопроса по запуску выделенной линии до Пулково. Недавно, уже при новом главе Александре Воробьеве, ведомство вернулось к этому вопросу. По информации «Фонтанки», просчитываются два варианта маршрута – до станции метро «Московская» или же «Звездная». Предполагается, что для этого у автомобилистов заберут по одной полосе в обе стороны. Таким образом, в случае реализации варианта с «Московской» на участке Пулковского шоссе от поворота на аэропорт до площади Победы для легкового транспорта оставят только две полосы. Если же выберут вариант со «Звездной», то одной полосы может лишиться и Дунайский проспект. Естественно, что заезжать на выделенную линию сможет только общественный или служебный транспорт.
Сейчас аэропорт Пулково и станцию метро «Московская» связывает социальный автобус №39, а также 39А, который следует без промежуточных остановок. ГУП «Пассажиравтотранс» использует на этой линии сочлененный автобус производства ЛиАЗ Олега Дерипаски. Его длина составляет 17,6 метра, число мест для сидения – 33, максимальная пассажировместимость – 180 человек. Автобус Goppel, который презентовали губернатору, чуть вместительнее: он длиннее на 1 метр. Правда, у него только три двери, в то время как у "ЛиАЗа-6212" их четыре, что существенно при большом пассажиропотоке. Кроме того, если "ЛиАЗ" стоит около 11 млн, то Goppel, по оценке специалистов, – на 2 – 3 млн дороже.
Добавим, на 39-м маршруте также используются 18-метровые сочлененные автобусы завода "Волжанин", которые находятся в одной ценовой категории с "ЛиАЗом".
Однако Смольный, в случае реализации проекта с выделенной линией, планирует использовать не только сочлененные автобусы Goppel, но и диковинные для России автобусы с прицепом, которые также производит эта немецкая компания. В подобных автобусных поездах используется стандартный односекционный автобус длиною 11 метров, в которому крепится пассажирский прицеп примерно такой же длины. В зависимости от модификации длина такого поезда, как называют его немцы, может составлять от 21,5 м до 23. По заявлению производителя, подобный состав способен перевозить до 300 человек, а встретить их можно, в частности, на улицах Мюнхена. К слову, Goppel недавно презентовал еще более удивительный автобус: его длина составляет 30 метров.
Как рассказал журналистам врио губернатора Георгий Полтавченко, идея с использованием автопоезда привлекает его тем, что «за две минуты прицеп можно пристегнуть или снять». Таким образом, по задумке Смольного, в «часы пик» по выделенной линии будет курсировать автобус с прицепом, а в менее загруженное время – обычный односекционный автобус. Правда, для этого производителю нужно будет изменить федеральное законодательство, которое не предусматривает использование автопоездов для перевозки пассажиров.
Лоббировать изменение законодательства предстоит ОАО «Кировский завод», который владеет компанией Goppel.
Добавим, что автобусы – не первый пример, когда предприятие пытается сотрудничать со Смольным. Ранее Кировский завод заявлял о готовности поставлять коммунальную технику для уборки города от снега и грязи, однако в итоге предприятие так и не стало участвовать в соответствующих тендерах.
Чуть более успешным оказался опыт по поставке вагонов метров: в 2013 году Кировский завод купил долю «Вагонмаша» в совместном предприятии с чешской Škoda. Главным активом этой совместной компании был контракт со Смольным на поставку асинхронных вагонов за 3,2 млрд рублей. Кировский завод переоборудовал под производство вагонов один из своих цехов, переманил к себе инженеров и рабочих с обанкротившегося «Вагонмаша» и заявил о долгосрочном сотрудничестве с городским правительством. Однако в конце 2013 года предприятие проиграло крупный тендер стоимостью 4 млрд рублей: главный конкурент завода – концерн «Трансмашхолдинг» – снизил стартовую цену до 3 млрд и обошел петербургское предприятие.
Не исключено, что демпинг со стороны конкурентов встанет и на пути планов по закупке автобусов Goppel до Пулково. Кроме того, другие игроки рынка – ЛиАЗ, НефАЗ из Нефтекумска или белорусский МАЗ – могут пожаловаться в УФАС, обвинив Смольный в лоббировании конкретного поставщика.
Как уверяют в Смольном, идея по созданию выделенной линии не является заменой аэроэкспрессу – скоростной электричке от Пулково до станции метро «Балтийская». Напомним, что недавно губернатор Георгий Полтавченко назвал аэроэкспресс приоритетным проектом по транспортному обеспечению нового терминала петербургского аэропорта. Правда, самостоятельно город не потянет проект стоимостью около 14 млрд: на эти цели правительство попросило деньги у федерального бюджета. Предполагается также, что часть средств вложит РЖД, однако в монополии пока говорят о такой перспективе с осторожностью. На последнем Петербургском экономическом форуме первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявил, что компания пока просчитывает финансовую модель проекта, но уже сейчас может сказать, что прибыльность должна быть не менее 15%.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»