«Фонтанка» узнала обстоятельства выплат небывалых премий большинству руководителей ГУ МВД РФ по СЗФО. Выяснилось: приказы, эквивалентные 19 миллионам рублей, изданы после расформирования окружной полиции 5 мая этого года. Сподвигли генерала Быкова на поступок - министр МВД Владимир Колокольцев и Владимир Путин. Также проверка ФСБ вносит поправку в текст культовой милицейской песни «наша служба и опасна, и трудна».
«Фонтанка» узнала обстоятельства выплат небывалых премий большинству руководителей ГУ МВД РФ по СЗФО. Выяснилось: приказы, эквивалентные 19 миллионам рублей, изданы после расформирования окружной полиции 5 мая этого года. Сподвигли генерала Быкова на поступок – министр МВД Владимир Колокольцев и Владимир Путин. Также проверка ФСБ вносит поправку в текст культовой милицейской песни «наша служба и опасна, и трудна».
Проверку основания приказов экс-шефа ГУ МВД по СЗФО Виталия Быкова, после которых 18 руководителей награждены премиями в размере 750 тысяч рублей, а 14 подчиненных среднего звена довольствовались суммами по 400 тысяч, проводит в эти дни три структуры одновременно. Это сотрудники 2 отдела Службы экономической безопасности УФСБ по Петербургу и Ленобласти, Главного управления собственной безопасности МВД и контрольно-ревизионного управления полицейского главка Петербурга. Последние забеспокоились ввиду того, что ушедшие 19 миллионов 100 тысяч рублей на момент транзакций принадлежали их бюджету.
«Фонтанка» ранее писала, как были изданы три приказа – №70 от 14 марта, №83 от 31 марта и №109 от 28 апреля 2014 года. Журналисты нашего издания сообщали и о реакции Федеральной службы безопасности, когда 11 июня они посетили служебные помещения ГУ МВД по СЗФО в здании на улице Чайковского. Сегодня исследование контрразведчиков из отдела, курирующего правоохранительные органы, прояснило ситуацию.
Как «Фонтанке» рассказал один из них, «миллионы ушли так»:
– внезапно 5 мая этого года указом Владимира Путина были ликвидированы окружные управления МВД, в том числе и ГУ по СЗФО;
– 12 мая в 16 часов по московскому времени начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Умнов пригласил к себе уже экс-начальника Виталия Быкова с 12 офицерами из руководящего состава. Умнов сообщил, что все 377 сотрудников упраздненного ведомства переходят в его распоряжение. Также генерал Умнов уведомил генерала Быкова, что 13 мая создается ликвидационная комиссия, а 15 мая он докладывает о начале реорганизации министру Владимиру Колокольцеву;
– судя по всему, уже после этого совещания начальник отдела кадров ГУ МВД по СЗФО Ирина Бурханова получает указание немедленно готовить документы на поощрение. Чем и занялась. Как нам пояснили, «в режиме аврала были напечатаны три приказа». Добавим, что согласно процедуре, к каждому приказу прикладывается сопроводительный листок, на котором ставят резолюции сотрудник юридического, финансово-экономического, тылового отделов. Что и было сделано. Так что мысль генерала Быкова согласовывалась в группе;
- 13 мая в 13:00 начальник Управления кадров петербургского главка Дорофеев прибыл в офис к коллегам на Чайковского, где вручил всем уведомления об увольнении. Заодно он пошутил, чтобы они поберегли оставшееся на балансе имущество. Это был корректный намек. Так как с 5 мая все финансы управления и материально-техническая база перешли уже полиции города. Но предупреждение запоздало – накануне механизм был запущен;
– 14 мая 18 руководителей единомоментно по трем приказам получили по 750 тысяч рублей, а 14 человек по 400 тысяч;
– 15 мая начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти доложил министру о начале процедуры ликвидации. Сергей Умнов еще не знал, что аннулирование бюджета ГУ МВД по СЗФО, в закромах которого находилось 19,5 миллионов рублей, практически было завершено тремя днями ранее;
– 20 мая в свой день рождения генерал Быков убыл за границу.
Сотрудники ФСБ, пришедшие за объяснениями 11 июня, как известно, изъяли компьютер, на котором печатались приказы, а их коллеги из Бюро специальных технических мероприятий установили время создания файлов. Время датируется вечером 12 мая. Они и секунды установили, но нам не сказали. Также был накрыт осмотром архив, канцелярия, финансово-экономический отдел и отдел кадров. Были обнаружены номенклатурные дела, где нашли подлинники приказов и журнал учета.
Фолиант учета был подшит и пронумерован. В нем не нашли приказов №№70,83,109. Однако обнаружили аналогичные номера с литерой «а». Как нам пояснили, эти приказы касались явки личного состава на стрельбы. И есть основания полагать, что индекс «а» был подставлен к ним под покровом 12 мая.
Более 300 сотрудников, пожалуй, впервые были столь рады появлению чекистов. До сих пор оперативники передают слух, мол, когда к зданию на Чайковского подъехал транспорт с бойцами «Град», исполнители на местах начали получать истерические приказы об уничтожении улик. А они растерянно отвечали, что дело не в том, что по правилам срок хранения таких документов – 15 лет, а просто поздно – «Штирлиц уже идет по коридору».
Интригой является еще и то, отчего не был награжден начальник Следственной части ГУ МВД по СЗФО генерал-майор юстиции Александр Романов. Ответ лежит в плоскости тех же личных отношений, благодаря которым были награждены остальные. Говорят, что Быков был категорически против появления Романова в его ведомстве, так как не мог на него влиять. И на первом же совещании, когда Романов назвал его Виталий Николаевич, тот обрезал:
– Обращайтесь ко мне по форме – генерал-майор.
– Похоже, сработаемся, – парировал генерал-майор Романов.
Все же приказы Быкова оказались прикрыты президентом России. «В рамках реализации приказа МВД России от 13.06.2007 №517 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 26.12.2006 №1459…» – так начинается этот финансово емкий документ. А Указ этот говорит как раз «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти».
Однако одна фраза до сих пор мучает ревизоров на Литейном, 4. В приказе указано, что 19 миллионов выданы «за выполнение особо сложных и важных заданий». С учетом того, что последние годы ГУ МВД по СЗФО занимало всегда последнее место среди окружных управлений, чекисты не могут выявить реабилитирующие подвиги.
– Если особая сложность подразумевает создание кривой схемы, то не особо она и сложная, если мы в течение суток уже все поняли, – прокомментировали «Фонтанке».
После прихода сотрудники ФСБ взялись за опрос награжденных. По нашей информации, у девушек из секретариата беседы вызвали эмоции, доходящие до того, что якобы некоторые рассказали, что из 400 тысяч 380 они отдали наверх.
Очевидно вследствие таких подозрений, в понедельник, 16 июня, заместитель Генерального прокурора Александр Гуцан вызвал генерала Быкова на Английскую набережную, но не стал с ним разговаривать, а передал полномочия начальнику своего управления Нелли Солнышкиной. Она общалась два часа.
Возможно, речь шла о поспешных планах Быкова принять на себя Университет МВД в Петербурге, да и перейти бывшему начальнику полиции ГУ МВД по СЗФО Монастыршину на ответственную работу в транспортную полицию.
Как «Фонтанке» пояснили в надзорном ведомстве, «вопросы, касающиеся привлечения генералов, всегда политические». Формально же в этой истории видны составы мошенничества с бюджетными средствами, подделки и злоупотребления служебным положением.
По нашим данным, к 4 июля ФСБ должно закончить проверку обнаружением этих признаков или их отсутствием. Пока же они уверены в культурологическом аспекте. Текст культовой милицейской песни «наша служба и опасна, и трудна» надо перефразировать в «наша служба и сложна, и важна».
Немного не в рифму, но современнее.
Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»