Санкт-Петербургский городской суд вынес приговор девяти членам националистической группировки NS/WP "Невоград" за полтора десятка тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств.
Как сообщает корреспондент "Фонтанки" из суда, приговор слушали 9 подсудимых, восемь из которых находятся под арестом. Судья Аркадий Кургузов с первых слов дал понять, что тройка профессиональных судей, которую он возглавлял, признала фигурантов виновными по большинству эпизодов.
Первый преступный эпизод, попавший в дело, зафиксирован 6 апреля 2009 года – символическая дата рождения "Невограда". Арсений Мирошниченко и Дмитрий Абалишин участвовали на проспекте Шаумяна в ножевой расправе над приезжим из Узбекистана, Роман Вейц снимал убийство на камеру для публикации в интернете. Руководил акцией Георгий Тимофеев, ранее признанный лидером "Невограда" и приговоренный летом 2012 года к 13 годам колонии по условиям сделки со следствием.
17 августа 2009-го Евгений Корябкин и уже осужденный на 4,5 года Дмитрий Недугов подожгли "коктейлями Молотова" приход православного храма во имя Казанской иконы Божьей Матери на проспекте Стачек. Мотивом назвали привлечение внимания общественности к националистическому движению. Преступление квалифицировали как хулиганство.
Через 12 дней, как установил суд, Герман Венгервельд и Валентин Мумжиев заживо сожгли двух женщин в припаркованном на проспекте Культуры автомобиле "Запорожец". Мотив социальной ненависти, впрочем, суд отверг на том основании, что бездомные в силу своей апатичности и мизерной роли в жизни общества социальную группу не образуют. На месте преступления присутствовал и Кирилл Присяжнюк, но по обинению в убийстве с особой жестокостью его оправдали. Он стоял в стороне от автомобиля.
14 ноября 2009-го они же (Венгервельд, Мумжиев, Присяжнюк), как считало следствие, изготовили муляж взрывного устройства из пластилина и электронных часов с проводами и изолентой. На коробке Присяжнюк нарисовал свастику и написал "Хасис" – фамилию задержанной по подозрению в убийстве адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. Муляж устройства оставили в вагоне метрополитена. Однако суд не признал его виновным в хулиганстве и оправдал.
Эпизод с подрывом мусорной урны в ноябре 2009 года лишил "Невоград" права на присяжных. Георгий Тимофеев и Артем Завьялов заложили маломощное взрывное устройство у остановки транспорта на Заневском проспекте и привели в действие. Осколки попали в ногу случайному прохожему, повредили автомобиль и разбили три стекла. Следственный комитет счел этот взрыв терактом, но суд признал квалификацию явно натянутой. Взрыв произошел в безлюдном месте, явно не был нацелен на устрашение населения и причинение значительного ущерба, да и заставить госорганы принимать нужные для нацдвижения решения в области межнациональной политики никак не мог. Обвинение в теракте, за который прокуратура просила приговорить его к 12 годам, с Завьялова сняли, сменив на статью "Хулиганство".
"Невограду" вменили убийство африканца Карлоса Менди на проспекте Ветеранов 25 декабря 2009 года. Как установил суд, удары наносили Тимофеев и Валентин Мумжиев, а Корябкин снимал убийство по национальному мотиву на видео. Эту запись с обращением к националистическому движению опубликовали в интернете под названием "Новый год – новый террор". Текст обращения, стоя на фоне свастики, зачитывал Присяжнюк.
Убийство Менди увенчало целую серию нераскрытых убийств и покушений, совершенных членами "Невограда" в 2009 году. С ножами по двое-трое они нападали на прохожих с неславянской внешностью. География экстремистских преступлений – Купчино, "Елизаровская", "Ломоносовская", проспект Шаумяна, "Ладожская". Всего, как установили на судебном следствии, на счету членов "Невограда" семь убийств, восемь погибших, четыре покушения, хулиганство, экстремизм, незаконный оборот взрывчатых веществ.
В прениях прокуратура просила для Германа Венгервельда, отрицавшего причастность к большинству эпизодов, пожизненного заключения в колонии особого режима, для Завьялова – 22 года, для братьев Валентина и Владимира Мумжиевых – 20 и 18 соответственно. Еще четверым гособвинитель Светлана Ефименко определила наказание от 6 до 12 лет. Роману Вейцу сочла возможным запросить условный срок.
Суд приговорил: Венгервельда – к 24 годам, Мумжиева Владимира – к 16, Завьялова – к 14, Мумжиева Валентина – к 14, Мирошниченко – к 9 годам, Абалишина – к 7, Корябкина – к 7, Присяжнюка – к 3, Вейца – к двум годам условно.