Украинцы в Петербурге - беженцы или гастарбайтеры?

3510
ПоделитьсяПоделиться

Украинские беженцы, о которых мы до недавнего времени узнавали из новостей, есть и в Петербурге: как сообщила "Фонтанке" начальник Управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти Елена Дунаева, в июне у нас стало хоть и не намного, но всё-таки больше приезжих с Украины. И эта "дельта" – жители в основном юго-востока страны. О том, как в миграционной службе отличают обычных гастарбайтеров от беженцев, что ждёт украинцев в Петербурге и чего они сами ждут от России, – в интервью "Фонтанке".

- Сегодня Федеральная миграционная служба предложила сократить срок рассмотрения заявлений от граждан Украины о предоставлении им убежища с трех месяцев до трёх дней. Когда эта норма начнёт действовать?

– Речь идёт о том, что мы будем в такие сроки оформлять необходимые документы. Но пока мы только ждём постановления правительства с таким сокращённым сроком.

- Из чего складывается процедура предоставления статуса, которую вашему ведомству, видимо, нужно будет проводить в такой сжатый срок?

– Сначала мы проводим первичный приём граждан, которые ещё не определились и не понимают, какой правовой статус выбрать. Они приходят к нам в отдел по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев и получают консультацию: какой статус они могут получить, каким способом могут остаться на территории Российской Федерации. Затем гражданину выдаётся талон для подачи документов на статус: либо временное убежище, либо статус беженца. Если человек понимает, что он хочет именно получить статус беженца или временное убежище, его приглашают на конкретный приём. Но есть и другие возможности, и это ему тоже разъясняют. Можно получить патент, разрешение на работу, а можно просто продлить миграционный учёт.

- Правило о том, что на украинцев не будет распространяться введённая с 1 января для иностранцев в России норма 90/180, появилось недавно. Как будет продлеваться миграционный учёт для граждан Украины, которые хотят остаться больше чем на 90 дней за полгода? Автоматически, или они должны куда-то обращаться?

– Действительно, в связи с событиями на Украине есть указание ФМС о продлении миграционного учёта тем гражданам этой страны, у которых 90 суток закончились, но выехать они не могут из-за того, что сейчас происходит у них дома. Конечно, они должны для этого обратиться в наше территориальное отделение там, где живут. По закону постановка на миграционный учёт осуществляется либо при обращении в почтовое отделение, либо к нам. Но в тех случаях, когда установленный законом срок идёт на превышение, почтовые отделения уже не могут принимать такие решения.

- Сколько украинцев обратились к вам по состоянию на сегодня?

– Первичные обращения подали порядка 4 тысяч человек. А из тех, кто уже определился со своим статусом, временного убежища попросили около 1400 человек, статуса беженцев – 74 человека.

- А в чём разница между беженцем и теми, кому дали политическое убежище?

– С точки зрения прав, которые получает в России иностранный гражданин, разница небольшая. И те и другие имеют право работать без разрешительных документов. И те и другие имеют права на медицинскую помощь, на образование. Но беженцы – это те, кто предполагает, что не сможет вернуться на свою родину даже после того, как там окончатся военные события. Временное убежище говорит о том, что гражданин хочет переждать эти события, но спустя какое-то время он вернётся в свою страну.

- То есть разница – в продолжительности пребывания в России?

– В продолжительности – и в последствиях. Когда граждане узнают, что их национальный паспорт заменят удостоверением беженца, они начинают задумываться. Потому что сам факт, что им придётся выезжать за пределы Российской Федерации не с паспортом, а с документом беженца, некоторых пугает. И понятно, что на Украину с таким документом они поехать уже не смогут. А многим, возможно, хочется по прошествии времени вернуться домой. Категорично настроенных граждан, которые чётко говорят, что не планируют возвращаться и готовы заменить свой национальный паспорт на свидетельство беженца, немного: как я уже сказала – всего 74 заявления.

- Если мы возьмём не этот год, а прошлый: сколько граждан Украины приезжало в Санкт-Петербург к июню?

– Тут весь вопрос не в количестве, а в статусе. Количество приезжающих в Петербург с Украины по сравнению с прошлым годом не сильно увеличилось. Оно немного выросло только в июне. Раньше просто приезжали в поисках работы. Теперь приехали и те, кто покинул свою страну в силу определённых обстоятельств. И вот это как раз дало увеличение.

- Как вы определяете, кто приехал искать работу по чисто экономическим мотивам, а кто действительно нуждается в особом статусе?

– Я же не просто так говорю, что процедура состоит из нескольких этапов. Когда человек уже приходит на приём с талоном, с ним проводят собеседование. Он заполняет анкету. Сейчас мы для ускорения процедуры даём такие анкеты заранее, чтобы граждане заполняли их дома. Анкета достаточно большая, содержит большой перечень вопросов. И эти вопросы вместе с собеседованием дают нашим специалистам возможность выяснить, почему человек обращается за статусом, откуда он прибыл, что его тревожит, по каким причинам он не хочет возвращаться. Ведь у нас сегодня есть обращения от граждан, прибывших не с территории военных действий, а из других регионов Украины. И если это регионы, где нет военных событий, то мы должны установить причину – почему человек просит о статусе. Если он говорит, что его преследуют по политическим мотивам, что он не хочет служить в армии или ещё что-то, мы должны найти подтверждение его словам.

- Что тут может служить подтверждением?

– Может быть, человек представляет определённые доказательства. Например, что он занимал какую-то должность. Есть ряд различных способов по правоохранительному блоку.

- То есть вы связываетесь с правоохранительными органами Украины?

– Нет, мы с Украиной не связываемся. Но есть Интернет, есть какие-то публикации, есть различные информационные сообщения, из которых можно увидеть, что человек, например, вёл активную политическую деятельность. И от этого можно отталкиваться.

- Я вас правильно поняла, что есть и приезжие с Западной Украины или из Киева, попросившие статуса беженцев или убежища?

– Да, такие случаи единичны, но и они есть.

- Может быть, вы расскажете эти истории?

– Нет, это не те случаи, о которых стоит рассказывать. Но вот, например, есть люди, которые на Украине были активными членами коммунистической партии. Что происходит там с коммунистической партией – вам, я думаю, понятно. Для этого не надо собирать дополнительные доказательства.

- Они партбилет предъявляют?

– Да, партбилет – тоже доказательство, чтобы работать с этим человеком.

- Есть ли в Петербурге сегодня беженцы с восточной Украины?

– Есть – и их много. Я вам назвала цифры, сколько заявлений принято на статус беженца и на временное убежище. Основная часть людей из Славянска, Краматорска, Донецка, Луганска. И это как раз те, кто поехал к нам в июне: люди из зон боевых действий.

- Вы встречались с ними?

– Да, конечно.

- Какое впечатление они на вас произвели? Они напуганы, подавлены – или всё как-то иначе?

– Напуганы... пожалуй, нет. Хотя глаза грустные. И видно, что эти люди пережили сильнейшие потрясения. У нас в очереди одна женщина из Славянска ждала приёма, и тут ей позвонили и сказали, что у неё взрывом убило мать... Начинаешь с ними разговаривать – они абсолютно нормально начинают что-то рассказывать. Но как только речь заходит о событиях у них дома – слёзы… Нет, они не напуганы и не подавлены. Скорее, они самоорганизованы. Видно, что внутренне они до предела мобилизованы, они готовы не сидеть и не ждать, а работать. И к нам они обращаются в основном только за статусом. Но это не значит, что у них нет проблем социального характера. Да, в первый момент они нацелены на статус. Но дальше с ними обязательно надо работать.

- На какую помощь эти люди могут рассчитывать в Петербурге? Работа, страховки, детские сады…

– Статус даёт им право получать всю ту социальную помощь, которую можем получать мы с вами. В отделе по вопросам беженцев и временных переселенцев есть представители комитетов по труду и занятости города и области. Мы полностью информируем людей о социальных службах, которые есть в каждом районе города и области. Вопросы размещения решают комитеты по социальной политике, вопросы по медицине, как вы догадываетесь, – комитеты по здравоохранению.

- Но ведь этих людей где-то надо поселить, наверное, пока им помогут найти работу и предоставят социальную помощь?

– Вы поймите, к нам приезжают не так, как в Ростовскую или Белгородскую области. В Петербург приезжают либо к родственникам, либо к знакомым. Таких, кто что-то увидел, сел на поезд, приехал и не знает, что делать, пока единицы. Мы их направили в социальные службы, там рассматривается вопрос о размещении их в пансионатах. В городе есть, как минимум, два пансионата, где готовы размещать беженцев. В Ленинградской области – несколько домов отдыха, подворье Валаамского монастыря в Приозерском районе. Но в массе люди приезжают в Петербург не "в никуда".

- То есть они целенаправленно брали билеты, ехали с вещами…

– С вещами – это надо понимать так, что речь идёт о минимуме вещей, не об огромном багаже. Конечно, рано или поздно встанет вопрос, что им понадобятся тёплые вещи, зимние. Но пока они берут то, что нужно им на первое время.

- Но ведь именно так едут не только беженцы, но и на заработки в Россию.

– Вы имеете в виду – как отличить? Вы знаете, мы этот вопрос тоже себе задавали. Всё это выясняется во время анкетирования и собеседования.

- У вас ведь глаз наверняка намётан…

– Конечно! Но те, кто приезжает на заработки с Украины, особенно ведь этого и не скрывают. По простой причине, о которой мы уже говорили: им разрешено продлевать миграционный учёт. Поэтому у них есть возможность и без статуса продлить пребывание в России, не нарушая закон. А статуса просят, я думаю, те граждане, которые для себя всё решили и чётко поняли, что вернуться домой не смогут. И наша задача – принять их и трудоустроить, то есть дать им источник дохода. Потому что первый этап, когда они только прибыли и решают вопрос со статусом, пройдёт, а дальше им нужно будет просто жить. И чем больше возможностей у них будет просто войти в социальную сферу, не чувствовать себя отдельно от общества, тем скорее нивелируются их проблемы.

- Предположим, будет наплыв беженцев в Петербург. Сколько готовы принять наши пансионаты, подворья монастырей? Сколько человек мы с гарантией обеспечим работой?

– Сразу скажу, что предполагать какой-то "наплыв" в Петербурге – дело неблагодарное. Мы понимаем, что люди переходят границу и попадают в южные регионы, которые максимально приближены к Украине. Поэтому лагеря развёрнуты именно там. Там людей принимают, дают возможность разместиться на первичном этапе, а потом распределяют их по территории Российской Федерации. Санкт-Петербург, как и Москва, – не те субъекты, куда направляют и будут направлять беженцев из лагерей.

- Есть перечень таких регионов?

– В первую очередь это в те субъекты Федерации, где работает программа переселения соотечественников. Там есть и потребность в трудовых ресурсах, и возможность разместить приезжих. Напомню, что ни Петербург, ни Ленинградская область в этой программе не участвуют. Но для примера: Новгородская область выразила большую заинтересованность в приёме граждан Украины. И обещает им и размещение, и работу.

- Но люди, о которых мы говорим, не ждали распределения в лагерях у границы, они уже приехали в Петербург – целенаправленно, понимая, что здесь, как и в Москве, элементарно проще найти работу.

– Да, но они должны понимать, что жилья, например, в Петербурге им не предоставят. Временные варианты размещения – да, в том числе те, которые, если потребуется, сможет предоставить МЧС. Но это только на самом начальном этапе, пока решаются другие социальные вопросы. Дальше мы помогаем человеку найти работу, а потом он уже сам снимает жильё или решает вопрос как-то по-другому.

- А то ходит миф, будто в Питере беженцам чуть ли не квартиры будут давать…

– Ну, мы же понимаем, что Петербург – не тот город, где жильё пустует и кого-то ждёт. В целом мы должны ориентироваться на то, что человек трудоспособен. Так и ему проще, и нам. Но есть, как я уже сказала, регионы, где работает программа переселения соотечественников, так вот она предполагает не только помощь с жильём, но и выплату подъёмных. И мы информируем об этом тех, кто целенаправленно приехал в Петербург. А люди уже могут сами выбирать.

- В общем, справедливо: поезжай туда, где нужны кадры, или крутись в Питере, как знаешь…

– Нет, так вопрос никто не ставит! Мы в любом случае работаем с человеком. Но при этом предлагаем переезд в конкретные места. Если человек отказывается, то понятно, что он останется здесь. Просто ему самому проще там, где программа для соотечественников действует.

- Но ведь среди беженцев могут быть инвалиды, пенсионеры?

– Конечно, и ими занимаются соцслужбы. Повторю, что они будут иметь право на ту социальную помощь, которую получают граждане России.

- Помощь специалистов службы занятости – это гарантия трудоустройства? И какую работу они помогают найти: по специальности или предлагают браться за любую?

– Если служба по труду и занятости куда-то человека направляет, то она ему эту работу, конечно, гарантирует. Гражданину предоставляют информацию, предлагают вакансии, а он уже сам делает выбор. Но за руку его, конечно, никто на работу не поведёт.

- По вашим наблюдениям, кто сегодня, в основной массе, к нам едет с Украины? Это люди с высшим образованием, рабочие, технари?..

– Самые разные. Я видела людей и с высшим образованием, и с двумя высшими. А в большинстве – среднее и среднее техническое образование.

- Из ваших слов я не поняла, в чём разница между беженцами и соотечественниками. До сих пор я считала, что программа по переселению соотечественников касается русских за рубежом, но вы заговорили о ней в связи с беженцами…

– Программа эта запущена несколько лет назад. Она предполагает, что граждане, которые проживают в другом государстве, но считают себя русскими и хотят приехать в Россию, могут войти в эту программу путём обращения в консульские учреждения в своей стране. Это касается любой страны. Из Германии, например, к нам приезжают, из Америки…

- Тем более не понимаю, почему гражданам Украины, которые заявляют о себе как о беженцах, тоже предлагают регионы, где работает эта программа?

– По гражданам Украины было принято отдельное решение. Им разрешено подавать заявления с некоторым отклонением от общей программы: они могут обратиться не в консульское учреждение в своей стране, а просить участия в программе уже в России.

- Если статуса попросит гражданин не Украины, а, например, Туркмении, он получит такую же помощь?

– В том, что касается статусов беженца или временного убежища, Украина оказалась в особой ситуации исключительно потому, что именно там идут боевые действия, которые затрагивают мирное население.

- Получается, если из Киргизии или Прибалтики приедет человек и скажет, что его на родине преследуют…

– Просто применительно к Прибалтике или Туркмении сегодня, в конкретный период времени, это не может носить такого массового характера. Но есть закон о беженцах, который предполагает, что любой гражданин любой страны может обратиться к нам за статусом беженца. И с ним будут работать. Возьмите Сноудена! До этого года мы работали с гражданами Сирии, Узбекистана, Туркменистана, Египта, Ирана, Ливана… По нормам международного права, мы с любым гражданином, который, пересекая нашу границу, просит статуса беженца, должны работать.

- Как долго человек сможет жить в России в статусе беженца?

– Через год он может попросить гражданства Российской Федерации. Срок получения гражданства – до года. И он сможет остаться в России уже как гражданин нашей страны.

- В последнее время как-то увеличилось количество граждан Украины, обратившихся за российским гражданством?

– Основания для получения российского гражданства определены законом – и тут ничего не изменилось. Закон не говорит, что тем, кто к нам прибывает в массовом порядке, надо предоставлять гражданство сразу. Если же говорить о количестве, то в этом году российское гражданство получили порядка 600 граждан Украины.

- Я имею в виду тех, кто уже находится в Петербурге, но решил получить российское гражданство только сейчас – после начала событий на Украине.

– Мне кажется, и тут всё осталось в пределах прошлогодних цифр.

- А, например, граждане с крымской пропиской получали российские паспорта в Петербурге?

– Паспорта – да, больше двух с половиной тысяч граждан с регистрацией в Крыму получили российские паспорта именно в Петербурге.

Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close