Арбитражный суд признал незаконным монопольное право ГУП «Пассажиравтотранс» обслуживать 136 социальных автобусных линий. Иск подавала компания «Третий парк», которая в 2013 году лишилась пяти прибыльных маршрутов: их Смольный включил в обеспечивающую транспортную сеть, которую по умолчанию обслуживает государственный перевозчик. Если чиновникам не удастся отменить это решение, то все маршруты будут выставлены на конкурс, в котором ГУП может и проиграть.
До середины 2000-х годов ГУП «Пассажиравтотранс» монопольно обслуживал все социальные автобусные маршруты в городе. Затем Смольный запустил реформирование отрасли: часть линий были выставлены на конкурс, которые выиграли частные перевозчики, а остальные были закреплены за ГУПом. В 2010 году в региональный закон «О наземном пассажирском транспорте» были внесены изменения. Согласно ним, «Пассажиравтотранс» монопольно работает на маршрутах так называемой обеспечивающей транспортной сети, которая имеет стратегический характер: предполагается, что без нее невозможна нормальная жизнедеятельность города.
В настоящее время в обеспечивающую транспортную сеть входят 136 маршрутов «Пассажиравтотранса». Часть из них предприятие получило совсем недавно. Как рассказывала «Фонтанка», осенью 2013 года у «Третьего парка» истекли контракты на обслуживание четырех прибыльных маршрутов – 26-го, 54-го, 141-го и 59-го, часть из которых следует по Лиговскому проспекту. Однако комитет по транспорту не стал выставлять их на конкурс, а специальным распоряжением включил в обеспечивающую транспортную сеть.
Чуть позже аналогичным образом «Пассажиравтотранс» получил и 175-й маршрут «Третьего парка», следующий между Кронштадтом и Ломоносовом. По истечении контракта был включен в обеспечивающую транспортную сеть и 91-й маршрут «ПТК», также курсирующий по Лиговке. А вот «Питеравто» лишилось 181-го маршрута, работающего на Невском проспекте, по иной причине: автобус этого маршрута в начале июня выехали на тротуар в районе Караванной улице, в результате чего пострадали 26 человек. Смольный расторг контракт с перевозчиком на обслуживание этой линии, обнаружив нарушения в работе, и сразу же отдал ее «Пассажиравтотрансу».
Любопытно, что подобная практика появилась после того, как комитет по транспорту возглавил москвич Александр Воробьев, которому была непривычна подобная роль частных перевозчиков: в столице практически почти все социальные маршруты находятся в ведении государства. Однако петербургские компании восприняли этот тренд достаточно негативно: сначала Ассоциация перевозчиков пассажиров написала письмо в прокуратуру, а потом «Третий парк» направил иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. Ответчиком по нему выступают губернатор Петербурга и Законодательное собрание.
В своем иске перевозчик требовал отменить как не соответствующее закону о конкуренции само понятие «обеспечивающая транспортная сеть», равно как и право «Пассажиравтотранса» обслуживать ее. Несмотря на письмо врио губернатора Георгия Полтавченко, который выступил против отмены данных норм, Арбитражный суд полностью согласился с требованием «Третьего парка». Мотивировочная часть решения еще не изготовлена, но уже сейчас понятно, что речь идет о радикальном изменении системы пассажирских перевозок Петербурга. Если Смольному не удастся опротестовать данное решение в апелляционных инстанциях, то все 130 маршрутов «Пассажиравтотранса» придется выставить на конкурс, в котором госпредприятие может и проиграть. К слову, при предыдущем главе комитета по транспорту, Станиславе Попове, госпредприятие один раз пыталось участвовать в тендерах на право обслуживания социальных линий, но проиграло частным перевозчикам: ГУП попросту не допустили до конкурса.
Отметим, что и частники, и «Пассажиравтотранс» получают из бюджета субсидию в качестве компенсации расходов за работу на социальных маршрутах. Так, в 2014 году ее размер составит 7 млрд. Но при этом государство еще и помогает своему ГУПу, закупая для него автобусы: согласно адресной инвестпрограмме, в 2014 году Смольный проведет конкурс на поставку автобусов на общую сумму в 900 млн рублей, контракт будет рассчитан на 3 года. Однако если «Пассажиравтотранс» вдруг проиграет в конкурсе, то данная закупка теряет всякий смысл.
В профильном комитете по транспорту отметили, что не являются ответчиком по делу, но подчеркнули, что юридический комитет администрации губернатора будет обжаловать данное решение в вышестоящей инстанции.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»