Выборы: последний день он трудный самый

873
ПоделитьсяПоделиться

В избиркомах многих муниципальных образований Петербурга 4-июля последний день регистрации кандидатов в местные депутаты. По закону, они должны работать до 6 – 7 июля, однако по факту ИКМО в большинстве своем хотят завершить прием документов перед выходными. Казалось бы, в последние дни члены избирательных комиссий должны работать с удвоенной скоростью, чтобы успеть принять всех желающих баллотироваться. Но реальность иная — в приемных огромные очереди, с кандидатам работают по 40 – 60 минут. «Фонтанка» собрала самые скандальные муниципалитеты этого года.

Напомним, что выборы местных советов пройдут в 106 из 111 муниципальных округов, то есть охватывают практически все районы. В принципе, с учетом того, что многие из избирательных комиссий по закону должны закончить свою работу 6 – 7 июля, а по факту закрывают двери для выдвиженцев 4 июля, можно начать подводить итоги уже сейчас. «Горячие точки» на избирательной карте появились в шести районах Петербурга. Большинство можно связать с конкретными депутатами ЗакСа. 

По скандальности, наверное, соперничать могут муниципалитеты Выборгского и Московского района. Если в первом на активистов нападают с огнетушителями, то второй «прославляется» на всю страну посредством Твиттера Оксаны Дмитриевой. Начнем с Московского, где корреспонденту пришлось побывать с утра 4 июля.

Московский район

Проблемы с выдвижением в Московском районе возникают в двух муниципалитетах: «Пулковском меридиане» и соседней «Московской заставе». Оба считаются «вотчиной» депутата ЗакСа от «Единой России» Алексея Макарова. «Меридиан» и вовсе возглавляет его брат Виктор Макаров. 

Сводки с избирательных полей 4 июля начались с сообщения Оксаны Дмитриевой о якобы неких «братках», которые приехали в ИКМО «Пулковского меридиана» на автобусах и не пускают настоящих кандидатов в здание. Это при том, что избирком работал до 13.00, а потом намеревался прекратить работу. Последний день для подачи документов для регистрации – 6 июля. Из 20 дней, которые по закону отводились на регистрацию кандидатов, 15 избирком «прятался» – сначала его адрес никто сообщить не мог, потом он был постоянно закрыт. Из оставшихся пяти дней ИКМО один день не работала — 3 июля. 1 и 2 июля оппозиционные кандидаты не могли зарегистрироваться из-за якобы «подставной очереди». 

На месте «братков» обнаружить не удалось. Как рассказала «Фонтанке» глава московского отделения  «СР» Людмила Пушкарева, на самом деле мужчин было трое, они приехали на обычных машинах и попытались оттеснить эсеров от ИКМО. Но после того, как настоящие кандидаты вызвали полицию, «братки» удалились. 

Очередь в 10.30 уже достигла 25 человек. Глава избиркома Евгений Смирнов переругивался с представителями «Справедливой России», которые всю ночь дежурили под дверьми избиркома. Последних муниципальный служащий обвинил в попытке саботировать работу комиссии — по его словам, они составили свой список из 20 человек и никого не пускают вперед. А надо перемешать оба списка, и тогда все будет по справедливости, резюмировал он.

Действительно, внушительного вида люди не давали пройти пятерым очередникам. По словам главы московского отделения «СР» Людмилы Пушкаревой, это «подставные». Корреспондент решил, что надо предоставить четырем женщинам и мужчине право ответить на обвинение. Диалога не получилось: «Здравствуйте. А вы не скажете, вы идете как самовыдвиженцы или от какой-то партии?» Молчат и прячут глаза. Корреспондент попыток не оставил: «Вы не могли бы представиться?» Результат такой же. «Вы давно здесь стоите?.. Может быть, вы хотите поговорить, ведь, если вы кандидат, пиар вам не помешает. Тем более на «Фонтанке»?.. А вы кого представляете?» Наконец одна не выдерживает: «Я не хочу с вами общаться. Мне пиар не нужен». 

Помимо эсеров и подставных в очереди стояло еще примерно пять коммунистов, которые также пристально охраняли вход, и один выдвиженец от ЛДПР. «"Единая Россия" есть?» – поинтересовался корреспондент «Фонтанки». «Нет, их уже зарегистрировали», – поступил ответ из недр администрации. Интересно, когда успели, – подумалось «Фонтанке», – если партия только 2-го числа официально выдвинула кандидатов, а 3-го комиссия не работала?

Олег Мясоедов

После «Пулковского меридиана» корреспондент отправился в «Московскую заставу» (последний день приема документов – 5 июля по закону), откуда поступали сообщения о 50 подставных очередниках. «Застава», как и «Меридиан», фигурирует в скандалах несколько недель. Причем тактику там применили свою — муниципальный совет без приглашения оппозиционных депутатов 15 июня назначил выборы и в этот же день якобы опубликовал решение. 10 дней об этом решении ничего не было слышно, а 25 июня на заседание совета уже пригласили независимого депутата. Так как на это заседание явились только оппозиционная Ольга Корнеева и замглавы мунсовета Татьяна Шишикина, кворума не было. А значит, объявили Корнеевой, выборы не назначены. Подлог вскрылся только 30 июня. 

Путь к ИКМО, впрочем, кандидатам преграждала «очередь» из студентов, которые неожиданно захотели стать депутатами. Кандидат от «Яблока» Юрий Карпенко даже узнал в одном своего студента-двоечника. 

В 11 утра 4 июля очередь была относительно небольшая. 3 кандидата от ЛДПР, которые не хотели представляться прессе, и несколько кандидатов от «СР», «Рот-фронта». Пустота в холле объяснялась тем, что комиссия обещала начать прием только в 14.00. На стойках писали заявление оппозиционные кандидаты в прокуратуру и ИКМО: с требованием продлить сроки выдвижения из-за подлога и провести проверку деятельности сотрудников ИКМО. Пустить внутрь корреспондента «Фонтанки» отказались — вахтер сообщила, что журналист будет проходить со всеми в общей очереди. Журналист заглянул в лист — за три часа до приема там уже фигурировало 25 фамилий. Как заявила вахтер, желающие выдвигаться могут проходить только по этому списку.

Выборгский район

Проблемы в Выборгском районе, как подозревают наблюдатели, связаны с фамилиями двух разных депутатов. Во-первых, это вице-спикер ЗакСа единоросс Сергей Анденко, который, как считается, контролирует практически всех местных депутатов за исключением МО «Парголово» и «Парнас», да и «Шувалово-Озерки» считаются только «лояльными». Последний муниципалитет относится к сфере влияния депутата Евгения Марченко, который благодаря поддержке этой территории стабильно избирается в ЗакС. 

Больше всего «криминала» корреспондент насчитал в «Светлановском», где безуспешно пытаются выдвинуться активисты "РПР-Парнас" Даниил Кен и Марина Киселева. Хронология противостояния напоминает милицейскую сводку. Чтобы не утомлять читателя длинными подробностями, мы просто перечислим основные события встреч муниципальных сотрудников и школьного учителя: 18 июня Кена, который попытался взять бланки для выдвижения, забрали из избиркома в полицию по заявлению главы МО Анатолия Кораблева — якобы Кен матерился; с 21июня  по 1 июля он вместе с Киселевой 8 раз пытался сдать документы для регистрации; 1 июля ему это удалось при участии 4 журналистов, приехавших в поддержку, но 2 июля избирательная комиссия неожиданно изменила форму бланков, и те, что он взял, оказались недействительными; 3 июля на него до обеда с огнетушителем напал сотрудник МО Павел, заявивший, что он бухгалтер; после обеда также с огнетушителем на Кена накинулся замглавы администрации Григорий Ревякин. Пострадал также корреспондент «ЗАКС.ру» Артем Александров, которого Павел ударил в глаз.

«Я понимаю, что это смешно звучит, но это правда», – сообщил он «Фонтанке» 4 июля. Разговор с журналистом проходил сразу после того, как на Кена и его соратника по партии «РПР-Парнас» Льва Гудкова напали около ИКМО. По словам Гудкова, на него напал неизвестный мужчина, который убежал, а на Кена – местный охранник Анатолий Неберекутин, заявивший, что он казак. Теперь у Кена лежит уже 4 заявления в полицию из-за нападений на него в "Светлановском".

Второй по скандальности муниципалитет, где у кандидатов также возникли проблемы с выдвижением, — МО «Парнас». Правда, он в отличие от остальных муниципалитетов не подконтролен Анденко, из-за чего единороссы (вместе с ЛДПР, КПРФ и «Яблоком») оказались в числе пострадавших. Видимо, поэтому ему устроили «показательную порку» на заседании Городской избирательной комиссии 3 июля. История там вполне себе стандартна для этой избирательной кампании — сначала избирком долго не могли найти. По словам выдвиженца от КПРФ Сергея Веснова, по юридическому адресу в здании муниципалитета его не оказалось и по двум другим адресам, которые им подсказали (один из которых — приемная Марченко). После нескольких дней поиска ИКМО все-таки открылась, однако выдвиженцам не удалось зарегистрироваться, не могли подать документы, поскольку перед ними приема ожидала группа лиц, которые ссылались на предварительные договоренности с ИКМО. 

В самом муниципалитете объясняют пристальное внимание к себе тем, что депутаты же сих пор не определились, кому из кандидатов в губернаторы отдать свой голос — Оксане Дмитриевой и Георгию Полтавченко. Хотя, если учесть, что эсеры на этом округе не выставляются, скорее всего, выбор уже сделан, и он не в пользу креатуры власти. 

Проблемы с выдвижением у петербуржца Дениса Кожемяки возникли в «Шувалово-Озерки», где он несколько дней безрезультатно пытается зарегистрироваться — перед дверьми сидят молодые люди, якобы тоже в очереди. Проводя по 40 минут в очереди, они выходят, но на следующий день, говорит Кожемяка, они снова сидят в приемной. Сроки регистрации в этом округе истекают 9 июля. 

В «Сампсониевском» избирательная комиссия, которая, по словам председателя ГИК Алексея Пучнина, расположена в одном здании с администрацией Выборгского района, 30 июня с 15 до 18 часов была закрыта на замок. До этого ее безуспешно искали представители «Яблока», «Гражданской платформы» и КПРФ. Никаких объявлений о работе комиссии и приёмных часах нет, сотрудники районной администрации на вопросы ответить не смогли, а по городскому телефону комиссии никто не отвечал. В этом лично убедилась помощник депутата Бориса Вишневского, яблочница Светлана Баева, пытавшаяся попасть в ИКМО. 

Оригинальную схему для кампании этого года предложили в Муниципальном образовании № 15, где несколько недель эсер Илья Шмаков пытается узнать настоящую схему расположения внутренних многомандатных округов. Изначально в газете была опубликована неправильная нарезка четырех пятимандатных округов. По закону разница в количестве избирателей между округами должна составлять 100 – 200 избирателей. А нарезали так, что в самом большом округе 14 тысяч избирателей, в самом маленьком – 9 тысяч. Пока Шмаков обращался в суд, схема по решению совета поменялась. Однако менять ее чаще, чем раз в 10 лет, можно только по решению суда. Так как суд ничего не решал, совет может отменить сам свое решение, сославшись на неправомерность своих действий. 

В МО «Сосновское» очереди оказались невидимыми, рассказали «Фонтанке» в "Гражданской платформе". С 1 июля пытается подать документы представитель партии Екатерина Ковалева, однако сделать это оказалось непросто. В приемной сидел некий человек, который заявлял кандидатам, что в ИКМО очередь, поэтому сдать документы нельзя и все вновь пришедшие должны записаться в блокнот. В блокноте было записано 12 человек, однако в самой приемной никого не было.

Приморский район

В Приморском районе две горячие точки, одна из которых затухла после пристального внимания СМИ. Речь идет о «Черной речке», которая, как считается, входит в сферу влияния спикера ЗакСа главы петербургской «Единой России» Вячеслава Макарова (муниципалитет входит в избирательную территорию Макарова, а его портрет красуется на главной странице официального сайта с припиской «наш голос в ЗакСе». – Прим. «Фонтанки»). Пятнадцать дней после объявления избирательной кампании выдвиженцы вынуждены были общаться с муниципалитетом только посредством домофона. «Сдала оборону» комиссия лишь 30 июня, когда «штурмовать» ИКМО самовыдвиженцы пришли вместе с прессой. С учетом того, что официальная регистрация в муниципалитете заканчивается 6-го числа, можно сказать, что «прятки» практически втрое сократили время, отведенное кандидатам для сбора подписей и регистрации. 

Но если волнения в «Черной речке» к концу подписной кампании закончились, то в МО №65 (муниципальный совет возглавляет единоросс Александ Белов), наоборот, они начались. Сначала его ИКМО долго была закрыта, однако после обращения в прокуратуру со стороны яблочников двери ее открыли. С проверкой работы в ИКМО 3 июля явился петербургский омбудсмен Александр Шишлов. По его наблюдениям, в помещении избирательной комиссии находилось около 25 лиц. На дверях появился список лиц, которых принимают в приоритетном порядке. По словам председателя ИКМО, этот список согласован с партией «Трудовая Россия». «Таким образом, другие потенциальные кандидаты, которые с прошлой недели безуспешно пытаются зарегистрироваться для участия в выборах, снова не могут этого сделать», – заключил Шишлов. 

Адмиралтейский район

Адмиралтейский район последние 2,5 года считается местом борьбы за сферы влияния между депутатами ЗакСа Виталием Мартыненко и Сергеем Соловьевым (оба единороссы, но Соловьев перешел в партию власти из «Справделивой России»). Прежде всего отличился МО «Семеновский», где с 26 июня самовыдвиженцы начали жаловаться на все те же «очереди». Как рассказал «Фонтанке» активист Семен Коротенко, 26 июня он явился в избирком (местонахождение которого до этого в течение 2 дней оставалось неизвестным), но взять бланки для регистрации не успел. В приемной перед ним стояло несколько человек, за несколькими якобы «занимали». Примечательно, что в очередниках Коротенко узнал муниципальных служащих из филиала местной администрации с Большого Казачьего переулка. Казалось бы, раз очереди начались 26-го числа, то к 4 июля все желающие должны были рассосаться. Ан нет. Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе «Справедливой России», в приемной все так же сидят «подставные люди». 

Впрочем, и в остальных округах хватало накладок. Напомним, в МО «Измайловское» на несколько дней исчезло ИКМО, из МО «Коломна» самовыдвиженца Федора Горожанко удаляли с помощью полиции, после чего глава МО Владимир Савелов несколько дней от него бегал, что было заснято несколькими телеканалами. Сейчас эти избиркомы работают в нормальном режиме. 

PS: На момент выхода материала стало известно – избирком "Черной речки" снова пропал. Как сообщил "Фонтанке" Илья Мохов, пришедший туда подавать справку о доходах, двери ИКМО закрыты, когда она откроется неизвестно. Последний день работы ИКМО официально 6-е июля.

Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close