Инициативная группа жителей Кировского района продолжает вести борьбу с застройщиком «Воин-В». Градозащитники по-прежнему считают, что компания ведёт незаконные работы; «Воин-В» заявляет обратное. Поджог трактора, который недавно произошёл на участке у парка Александрино, еще больше обострил и без того напряженные отношения сторон. В деталях разбиралась «Фонтанка».
На последний пикет активисты, не согласные с программой реновации кварталов Кировского района, собирались вечером 11 июля. Громко выступить не вышло: информации о сходе в Интернете не было, журналистов не звали, даже полиция приехала через час после начала. Что касается профильных чиновников, то вице-губернатор Марат Оганесян до 14 июля находился в Москве, а его советник Александр Якушев попросту не видел смысла в посещении мероприятия: мол, в опубликованных документах и так указано всё, что нужно. Видимо, поэтому вместо митинга получилась встреча двадцати жителей, обсуждавших, что делать с «Воин-В» на предстоящих выходных.
После долгого спора активисты сошлись на том, что было бы неплохо поставить машину поперёк дороги между площадкой «Воин-В» и территорией парка Александрино, если строительство продолжится в субботу и воскресенье. На следующий день градозащитники блокировать дорогу передумали, поскольку работы на участке, примыкающем к пруду, продолжились лишь с началом новой недели. По крайней мере, так утверждают местные жители, чьи дома находятся недалеко от строительной площадки. Между тем утром понедельника якобы приехали сотрудники службы Стройнадзора, выдавшие согласие на продолжение работ, о чём в разговоре с «Фонтанкой» упоминает Наталья Баланюк, координатор инициативной группы «Спасём Александрино».
Напомним, что по программе реновации «Воин-В» обязуется снести 15 хрущёвок недалеко от парка Александрино и построить многоэтажки практически на их же месте. У местных активистов, выходящих на пикеты с завидной постоянностью, по-прежнему хватает претензий к застройщику.
— Стройка, которую они ведут, абсолютно незаконна. И мы доказывали в суде, что дольщики, которые подписали непонятные договоры бронирования, будут обмануты застройщиком.
В свою очередь председатель совета директоров «Воин-В» Олег Глущенко отвечает инициативным жителям куда более резко.
— Вы обратитесь к обычным гражданам, они уже начали получать квартиры. Почему вообще эти активисты называют себя жителями Александрино? Почему-то Гитлера не называют жителем Берлина.
Такая реакция застройщика, очевидно, обусловлена недавним пожаром, который случился на одном из участков «Воин-В». Несмотря на то, что полиция разбирается в ситуации вторую неделю, а камеры зафиксировали действия злоумышленников, пока неизвестно, кто совершил поджог трактора. Инициативные граждане уверены в своеобразной провокации оппонента, а Олег Глущенко — в экстремизме со стороны активистов: «Они и не на такое способны».
Снос и лобби
— Конечно, кому понравится, что рядом с его домом будут строить новый? — задаёт риторический вопрос Олег Глущенко, глава стройкомпании.
С теми, кто совсем не против реновации в таких условиях, «Воин-В» вроде бы договорился. Известно, что двадцать квартир ещё в этом марте было передано городу, который оформляет документы в собственность. В «Воин-В» такую длительность процесса объясняют бюрократией.
В строительной компании научились с осторожностью называть возможные сроки сноса старых жилых домов. К зиме этого года «Воин-В» планирует закончить отделочные работы, начав расселение весной следующего года. «Если большинство к лету 2015 года заселятся, то осенью мы начнём демонтаж», — заявляет застройщик. Уже сейчас известно, что первым в очереди на снос стоит пятый корпус дома 23 по улице Голикова. Сразу за ним — корпуса 3 и 4 того же дома.
Часть собственников подписала документы о бронировании с предупреждающим пунктом: «Застройщик будет осуществлять строительство <…> в непосредственной близости от дома собственника, в связи с чем возможно причинение определённых неудобств». По заявлениям «Воин-В», около тридцати семей пока не подписали такой договор. Этих жителей, например, не устраивают планировка, размер квартиры или количество комнат, поэтому они предпочитают ждать следующего предложения.
Кроме того, активисты с уверенностью говорят о строительном лобби в правительстве Санкт-Петербурга. По мнению Натальи Баланюк, решение о программе реновации Кировского района необоснованно.
— Только гляньте на степень износа, допустим, домов 208, 212, 216 и 220 по проспекту Стачек. Вот тут всего 22 процента, тут – 12, тут – 29. В среднем не больше тридцати, то есть о высокой степени вообще не идёт речи.
Следует подчеркнуть, что по закону Санкт-Петербурга причиной реновации может быть физический износ (более 70%) здания. Ещё одним основанием служит принадлежность к типовой застройке 1950 — 1970 годов. Это уже более весомо – большинство домов здесь построено в 1967 году. Другие пункты статьи закона более обтекаемые — несоответствие параметров здания и градостроительной документации, а также признание домов аварийными. По словам некоторых жильцов, «им и так нормально в старых домах, ничего ужасного там нет».
— Правительство понимает, что хрущёвки – не вечные. Когда-нибудь они сломаются, а люди погибнут. Чтобы этого не произошло, власти принимают такое решение, — позицию властей в руководстве «Воин-В» полностью разделяют.
Инициативные жители Александрино волнуются не только за свои дома, но и за недостроенные квартиры. Активисты сетуют на то, что застройщик начал продавать квартиры в строящихся домах третьим лицам, даже не начав обещанное расселение.
— А где взять деньги на строительство? Я должен часть жилья построить и продать, другую часть передать людям. Конечно, я продаю, а в чём тут криминал? — не скрывает удивления Глущенко. Он также добавляет, что для расселения жителей квартала необходимо построить жилья в три раза больше, исходя из средней стоимости жилья по рынку, – а если человеку положено 45 кв.м, но он хочет 80, то он может доплатить.
Между тем в Законодательном собрании есть мнение, что продажа жилых площадей на данном этапе прямо противоречит планам по реновации.
— Мы сейчас можем наблюдать не реновацию, а уплотнительную застройку. Жители вполне резонно думают, что всё, что будет построено, продадут кому-то другому. Вместе с коллегами по городской комиссии я уже обсуждал идею запретить продавать квартиры до того, как застройщик выполнит свои обязательства по расселению. Когда об этом услышал вице-губернатор Оганесян, он, как мне показалось, встретил моё предложение с одобрением. Нам ещё предстоит проконсультироваться с юристами, но свою инициативу я озвучу осенью, — озвучивает свою позицию Борис Вишневский, депутат Заксобрания от партии «Яблоко».
Застройщик уверяет, что для желающих предусмотрены скидки, вспоминая о семье, которая более года назад воспользовалась таким вариантом, доплатив по 75 000 рублей за кв.м.
Кто льёт воду?
Конфликт усугубляется тем, что рядом с этой же территорией находится многострадальный пруд, за который бьются градозащитники.
— Они засыпали песком часть пруда, что на участке. Начали это делать с шестого июля. А пруд здесь был всегда. Тому же суду были представлены соответствующие исторические планы с 1777 года, которые хранятся в военно-историческом архиве, — проводит экскурсию по району Николай Лаврентьев, активист группы «Экология Рядовой Архитектуры».
В первой половине этого года суд указал «Воин-В» на водный объект, и стройкомпании пришлось получать новые градостроительные планы. Их, по сути, выдали без особых проволочек, несмотря на постоянные споры насчёт размеров пруда.
— Планы, как установил суд, были выданы с нарушением. В частности, было выявлено, что какие-то пункты были заполнены неправильно либо вообще были пусты. Например, в одной графе было написано: «информация отсутствует». Комитет по градостроительству и архитектуре проанализировал решение суда, посмотрел на ошибки, которые были сделаны, и выдал новые. Было ли там что-то по пруду? В том градостроительном плане не было такой информации, но сейчас появились чёткие данные по границам пруда, — вспоминает Глущенко.
В пресс-службе комитета по градостроительству и архитектуре «Фонтанке» поспешили напомнить, что они лишь утверждали градпланы, а результаты экспертиз объектов, которые проводит служба Госстройнадзора, они не рассматривали.
Местные жители ещё в июне прошлого года обследовали эту территорию в компании со специалистом из правительственного комитета по природопользованию. Так, корреспондент «Фонтанки» увидел письмо активистов в региональное правительство — граждане не первый день утверждают, что часть водного объекта включена в земельный участок.
Напомним, весной этого года комитет по природопользованию узаконил пруд и увеличил в размерах его площадь до 2918 кв. м. В руководстве «Воин-В» не считают ошибкой тот факт, что в их документах отражен меньший размер.
— Ещё много лет назад был оформлен так называемый подпорный уровень водоема. Он не появляется из-за осадков. Он рассчитывается специалистами, по заключению которых, кстати, была сформирована береговая полоса, охранная зона. На основании этой документации мы сделали проект планировки квартала.
Наличие пруда в Александрино застройщику опровергнуть было бы непросто, ведь это часть соответствующей системы одноимённого парка, как-никак объекта культурного наследия. То, что водоём не выдуман, а действительно существует, давным-давно подтверждёно Невско-Ладожским водным управлением и Куйбышевским судом, о чём уже писала «Фонтанка».
Договор на словах
В офисе «Воин-В» Олег Глущенко демонстрирует корреспонденту «Фонтанки» толстую папку с договорами бронирования, следуя которым застройщик должен зарезервировать квартиры для передачи собственникам в будущем. На сегодняшний момент жителями Кировского района забронировано не менее ста квартир в строящихся домах.
«Если оценивать, не углубляясь, это не что иное, как фиксация предварительного договора. Это действительно имеет юридическую силу. На первый взгляд, этот документ не ограничивает гражданина, но служит некой гарантией для застройщика, что ему не нужно будет возвращаться к деталям, если через пару лет вдруг выяснится, что собственнику нужна не двухкомнатная, а пятикомнатная квартира», — комментирует «Фонтанке» договор бронирования один из руководителей юридической фирмы «Качкин и партнёры» Дмитрий Некрестьянов.
Любопытен тот факт, что, подписав упомянутый документ, «Воин-В» обязуется уведомить жителей о готовности передать квартиру, ну а после звонка или письма компании собственник должен прийти в их офис в течение десяти календарных дней. Этот пункт заставил граждан лишний раз усомниться: «А что-то случится, если не прийти к застройщику в срок?» Грубо говоря, собственник старого не потеряет, но и нового не приобретёт. Мало того, что при таком исходе тот или иной житель лишится брони, так ещё у «Воин-В» появится право поставить на продажу «освободившуюся» квартиру в новом доме.
В статье 429 Гражданского кодекса чётко указано: если стороны не подпишут основной договор в срок, то взаимные обязательства попросту прекратятся. Другое дело, что этот самый срок сторонами не обговаривается. По закону выходит, что передать квартиру необходимо не позже, чем через год после подписей под договором бронирования. Это «Фонтанке» подтвердил юрист Некрестьянов.
Если спросить у активистов Александрино, есть ли у них вопросы непосредственно к руководству «Воин-В», непременно получишь растерянный ответ: «Да и так всё ясно, что ещё у них спрашивать... Нам непонятно лишь одно: почему на этот ужас не реагируют городские власти?»
Сергей Звезда,
для «Фонтанки.ру»