Первый в России обвиняемый, названный «лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии», петербургский бизнесмен Александр Курьяков, скоро предстанет перед судом с 9 предполагаемыми подельниками и с обвинением в совершении 15 преступлений, среди которых 6 убийств. Его адвокат заявляет о натянутости доказательной базы и о заинтересованности в уголовном преследовании Курьякова его недоброжелателей. Процесс обещает быть нескучным.
«Я бы этот приговор написал…»
Расследование «дела Лося» (как в неформальной обстановке называют Александра Курьякова) недавно было завершено – он и его предполагаемые подельники знакомятся с материалами дела. Это расследование начинал один из самых авторитетных следователей Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу – Борис Смирнов. Заканчивал предварительное следствие Алексей Панжев. Его позиция:
– Собрано достаточно доказательств, чтобы отправить это уголовное дело в суд. Был бы я судьёй, я бы этот приговор написал, – заявил он «Фонтанке».
Но Алексей Панжев понимает, что будущий вердикт присяжных будет зависеть теперь от умения гособвинителей быть убедительными.
К Александру Курьякову следователь Панжев относится уважительно:
– Как человек, Курьяков волевой, вызывает у своего окружения авторитет, другие обвиняемые относятся к нему, если можно так выразиться, с позитивным уважением. По делу он выбрал позицию непризнания вины, хотя материалами дела его вина полностью подтверждается. Если говорить кратко: нормальный, хороший бандит. По человеческим качествам – нормальный человек со своими установками, своей манерой поведения. Я предполагаю, что всё, что им совершалось, – это вполне обдуманные действия…
Языком протокола Александру Курьякова обвиняют:
– в организации умышленных убийств при отягчающих обстоятельствах из корыстных побуждений двух или более лиц, совершённых по предварительному сговору (часть 4 статьи 17 и пункты «а», «з» и «н» статьи 102 УК РСФСР);
– в организации преступного сообщества, совершенной лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии (часть 4 статьи 210 УК РФ);
– в создании устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой) (часть 1 статьи 209 УК РФ);
– в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженном с разбоем, вымогательством или бандитизмом (пункты «ж» и «з» части 2 статьи 105 УК РФ);
– в покушении на незаконный сбыт или пересылку наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере (часть 3 статьи 30 и пункты «а» и «б» части 3 статьи 228.1 УК РФ);
– в подстрекательстве и пособничестве в превышении должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения, с применением оружия или специальных средств, с причинением тяжких последствий (части 4 и 5 статьи 33 и пункты «а», «б» и «в» части 3 статьи 286 УК РФ);
– в незаконном приобретении, хранении, перевозке без цели сбыта наркотических средств (часть 2 статьи 228 УК РФ).
В этом деле 10 обвиняемых, 4 из которых – бывшие сотрудники петербургского УБОП.
Александра Курьякова защищает адвокат Адвокатской палаты Ленинградской области Игорь Сочиянц. Он открыт для прессы и корректно-резок в формулировках:
– Если кто-то думает, – сказал он «Фонтанке», – что в суде всё будет просто, я их разочарую – это будет очень непросто. Для кого-то это будет сюрпризом, но не для тех, кто расследовал данное дело, – они знают. Только запущенный однажды маховик государственной машины не остановить. Он создал мыльный пузырь под названием «дело Лося», а мы его сдуем на глазах у присяжных.
– Вы считаете, – спросил корреспондент, – что дело сфальсифицировано?
– Нет, я так не считаю. Но доказательства виновности Курьякова в нём, скажем так, подтасованы. В устранении Курьякова заинтересованы не правоохранительные органы, а частные лица, имеющие в этом свой интерес. Они и подсовывали следствию «притянутые за уши» доказательства…
Игра по-крупному
Преступления, которые инкриминируются Александру Курьякову, условно можно разделить на 4 группы:
1. Убийства, совершённые в 1994 году (5 эпизодов);
2. Международная торговля наркотиками (5 эпизодов);
3. Устранение конкурента руками сотрудников правоохранительных органов (2 эпизода);
4. Убийство бизнес-оппонента в 2011 году, ставшее толчком к уголовному преследованию Александра Курьякова за всё вышеперечисленное.
Единственное наказание, на которое Курьяков может рассчитывать в случае вынесения присяжными обвинительного вердикта, – пожизненное лишение свободы (потому что смертная казнь у нас отменена). И такой расклад уместно назвать «игрой по-крупному».
1994 год
Следственный комитет считает, что 7 февраля 1994 года по указанию Александра Курьякова был убит предприниматель Сергей Лукконен. Якобы Лукконен совершил поступок, подрывавший авторитет Курьякова как лидера преступной группы, а именно решил «перешагнуть» через Курьякова как через «лишнюю» ступень в преступной иерархии. А ещё, по мнению следствия, Курьяков распорядился убить девушку Лукконена – Светлану Пищулину – он якобы решил избавиться таким образом от опасного свидетеля. Это убийство датируется 13 февраля 1994 года.
Адвокат Игорь Сочиянц констатирует: в конце апреля 1994 года труп Светланы Пищулиной исследовал судмедэксперт и вынес заключение о том, что девушка умерла ориентировочно в начале апреля, а вовсе не 13 февраля. Зато 20 лет спустя, по словам Игоря Сочиянца, Следственный комитет назначил новую экспертизу, которая дала «обновлённый» результат – мол, девушка умерла не позже начала апреля…
25 февраля 1994 года по указанию Курьякова (как считает следствие) был убит водитель посла Финляндии Тиит Муста. Якобы преступники подошли к нему на автозаправке в Лигово, сказали, что точно такой «мерседес», как тот, на котором он приехал, недавно украли у их товарищей, и попросили проехать с ними. «Мерседес» Мусты был с дипломатическими номерами, а сам Муста, по версии следствия, спокойно согласился проехать с незнакомыми людьми, в результате чего и был убит с целью завладения «мерседесом».
Адвокат Игорь Сочиянц заявляет: рядом с трупом Мусты были обнаружены 3 использованных презерватива с его спермой. Нет ли, спрашивает адвокат, оснований сомневаться в описанной следствием картине происшедшего?
29 мая 1994 года по указанию Александра Курьякова, полагает Следственный комитет, был убит некто Сергей Корзов, а 29 мая его друзья Светлов и Мартыненко. По версии следствия, у Корзова возник конфликт с Курьяковым на почве несогласия с проводимой им политикой управления преступным сообществом. Якобы этот конфликт и привёл к убийству Корзова и его товарищей.
Игорь Сочиянц резюмирует: все доказательства по убийствам 1994 года базируются на показаниях одного наркомана, который за два года 13 раз находился на стационарном лечении в психиатрических клиниках, а потом почему-то скончался. Теперь в суде у следствия будет возможность огласить его показания, а у защиты не будет возможности его допросить…
Международная наркоторговля
Обвинение Александра Курьякова в международной торговле наркотиками состоит из 5 эпизодов, похожих один на другой, как братья-близнецы. Всякий раз, как следует из версии следствия, по указанию Курьякова приобреталась партия наркотиков, передавалась им членам его преступной группы, находился покупатель, но в момент продажи на месте преступления появлялись сотрудники правоохранительных органов.
В материалах дела имеются эпизоды:
– 26 октября 2007 года, когда якобы по указанию Курьякова не удалось продать почти 1,7 килограмма наркотика примерно за 30 000 долларов;
– 30 сентября 2010 года, когда якобы по указанию Курьякова не удалось продать более 400 граммов наркотика;
– снова 30 сентября 2010 года, когда из тайника, якобы принадлежавшего группе Курьякова, было изъято более 110 килограммов наркотиков;
– 1 октября 2010 года, когда финские пограничники задержали якобы члена группы Курьякова с 87 килограммами наркотика;
– 22 февраля 2012 года, когда немецкие полицейские задержали якобы члена группы Курьякова с 57 килограммами наркотика.
Все события, по версии следствия, происходили в Германии, Финляндии, Нидерландах и России. Следователь Алексей Панжев уверен в состоятельности доказательной базы. По его словам, вряд ли можно предположить, что, скажем, у полиции Германии есть основания оговаривать Курьякова. То же самое касается эпизодов в Финляндии. Более того, по словам следователя, он допрашивал арабов, которые уже осуждены на территории Бельгии – они дают показания в отношении Курьякова, и Алексей Панжев полагает, что им незачем врать.
Адвокат Игорь Сочиянц по этому поводу говорит: он не может дать подробные комментарии, потому что соответствующие обстоятельства защищены законом о государственной тайне.
– Эти вещи будут исследоваться в суде в закрытом режиме, – заявил адвокат «Фонтанке». – Я уверен, что многие люди, которые заинтересованы в изоляции Курьякова, будут этому не рады. Кстати, арестованный по нашему же делу бывший начальник 26-го отдела УБОП Головков неоднократно просил следствие запросить охраняемые законом о государственной тайне документы, которые помогли бы установить истину. Но Головкову было отказано…
Адвокат Сочиянц обратил внимание на любопытный нюанс. В одном из описанных эпизодов международной наркоторговли преступники были задержаны, в том числе, бывшим оперативником 26-го отдела УБОП Пантелеевым. Между тем Владимир Пантелеев – один из четверых обвиняемых по этому делу бывших полицейских, которые, по версии следствия, работали на Курьякова.
Служа Отечеству, служили Лосю?
Два эпизода в «деле Курьякова» посвящены коррупции в петербургской тогда ещё милиции. По версии следствия, одним из членов созданного Курьяковым преступного сообщества был бывший заместитель начальника ОРЧ-8, начальник 26-го отдела этой ОРЧ Головков. Якобы Александр Курьяков платил Головкову по 40 000 рублей в месяц за содействие его преступной деятельности. Содействие, как полагает следствие, заключалось в том, что Головков, специализируясь на борьбе с наркоторговлей, содействовал безнаказанности группировки Курьякова в осуществлении наркотрафика.
Следственный комитет обвиняет Головкова и его троих бывших подчинённых в том, что они по указанию Александра Курьякова подбросили наркотики предпринимателю Львову, организовали задержание Львова с подброшенными наркотиками и сфальсифицировали на основании этого в отношении Львова уголовное дело. По версии следствия, Курьяков совершил это преступление из-за того, что Львов, отвечавший, по версии следствия, за безопасность как лично Курьякова, так и всей якобы возглавляемой им преступной группы, в какой-то момент решил выйти из состава преступной группы – и, соответственно, стал опасен как носитель инсайдерской информации.
Адвокат Игорь Сочиянц в связи с этим обратил внимание «Фонтанки»: из постановления о привлечении Александра Курьякова в качестве обвиняемого следует, что бывшие полицейские задержали Львова с подброшенными наркотиками 9 сентября 2009 года. При этом, по версии следствия, Львов вышел из группировки Курьякова в период с 1 по 8 сентября 2009 года. Получается, к 8 сентября Львов окончательно вышел из группировки, а 9 сентября уже стал жертвой полицейской провокации.
– Как-то подозрительно быстро они сработали, – считает адвокат.
Выстрелы у «Корчмы»
Александр Курьяков стал медийной персоной именно после убийства 8 января 2011 года предпринимателя Эдуарда Панцерко.
По версии следствия, Курьяков принял решение о совершении этого преступления после того, как Панцерко не вернул ему взятые в долг 480 000 долларов. Якобы преступники подкараулили Панцерко в ресторане «Корчма» на проспекте Энгельса, спровоцировали на конфликт, убедили выйти на улицу «разобраться», где и застрелили, после чего сели в машину с перебитыми номерами и уехали, а машину позже сожгли.
Примерно год спустя после выстрелов у «Корчмы» в правоохранительные органы обратился некто Каретников, который написал явку с повинной: мол, так и так, я принимал некоторое участие в подготовке этого преступления, но меня мучает совесть, поэтому хочу во всём сознаться. Так в материалах уголовного дела, в котором на тот момент был лишь один эпизод убийства Панцерко, появился Александр Курьяков.
Адвокат Игорь Сочиянц сообщил «Фонтанке»: в материалах уголовного дела имеется акт осмотра машины, на которой Эдуард Панцерко приехал в «Корчму». В салоне машины обнаружена гильза от того самого пистолета, из которого было совершено убийство. Кроме того, по словам адвоката, на пистолете, из которого, по версии следствия, член «банды Курьякова» Шишкин застрелил Панцерко, были обнаружены биоматериалы, генетический код которых не совпадает с генетическим кодом ни Шишкина, ни второго, по версии следствия, соучастника убийства – Царёва.
Вывод адвоката Сочиянца: картина убийства была не такой, какой описывает её следствие.
– Я думаю, – говорит Игорь Сочиянц, – что первый выстрел в Эдуарда Панцерко был сделан с заднего сиденья его машины, когда он сел за руль. Кстати, наличие огнестрельного ранения в затылок в упор подтверждает и экспертиза. Но эта рана оказалась не смертельной – Панцерко, видимо, сумел выйти из машины и сделать несколько шагов, после чего его дострелили…
Адвокат также утверждает: в деле нет показаний свидетелей, которые бы заявили, будто они стали очевидцами совершения этого преступления.
– Когда стало ясно, что с доказательствами по убийству Панцерко не очень хорошо, следствие стало с помощью лиц, заинтересованных в том, чтобы Курьяков никогда не вышел на свободу, формировать доказательную базу по остальным эпизодам, – заявил Игорь Сочиянц.
Именно эту свою позицию он собирается доказать на судебном процессе, который обещает быть напряжённым – из 10 обвиняемых ни один не признаёт свою вину. А уголовное преследование Каретникова, который написал явку с повинной по убийству Панцерко, чем фактически дал старт этому уголовному делу, выделено в отдельное производство.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»