С 7 по 14 августа в Петербурге пройдет фестиваль мирового масштаба Harley Days. А на этой неделе российские мотоциклисты получили подарок – снижение налоговой ставки на мотоциклы. Как эти события связаны друг с другом, узнал «Водитель Петербурга», встретившись с советником губернатора по автомотоспорту Григорием Путинцевым.
Путинцев – старый байкер. Старый в том смысле, что водит мотоцикл дольше, чем некоторые из нас живут на свете, – 40 лет. На 60-летие он получил в подарок свой третий Harley-Davidson. Своим главным хобби он, похоже, занимается не менее активно, чем работой на телевидении: сам себя называет мотоциклетным маньяком. В мотосреде известен как Юрич. В прошлом году стал одним из организаторов пробного фестиваля мотоциклов Harley-Davidson в центре Петербурга. В этом году уже в качестве президента готовит настоящий, «взрослый» фестиваль. А с недавних пор является советником губернатора Петербурга по автомотоспорту.
Чиновничью должность он получил неожиданно для себя, да и для всех остальных: раньше её просто не существовало. Георгий Полтавченко придумал её сам в начале июня. И сразу назначил Григория Путинцева. И – редкий случай – за полтора месяца на посту удалось добиться результата общероссийского масштаба. Премьер-министр РФ подписал указ о снижении налоговых ставок на мотоциклы с 50 до 30 рублей за 1 л.с.
На работу Григорий Юрьевич приезжает на мотоцикле. Оранжевый Harley-Davidson VRSCX V-Rod Screamin' Eagle 2007 стоит у входа в офис.
– Вы чаще на мотоцикле по городу передвигаетесь?
– Летом однозначно. Получил разрешение в Смольный заезжать на мотоцикле. На меня никто не обижается, что выгляжу не очень, простили. Зато я кучу времени экономлю.
– Вы занимаетесь фестивалем Harley-Davidson. Расскажите о нём, пожалуйста.
- Игорь Щербаков познакомил меня с региональным менеджером HOG по Скандинавии, Восточной Европе и СНГ Бьоргом Солбергом. Этот фестиваль – мощная штука. Он идет по городам класса Гамбург, Рим, Хельсинки. Есть такая маленькая деревушка в Австрии, Фаакер Зее, там собирается 150 тысяч мотоциклов. Это событийный туризм. Все города, в которые зашел фестиваль, выражают благодарность ХОГу (Harley Owners Group. – Прим. ред.), выплачивая ему определенную сумму. Наш город этих денег не имеет, поэтому надежды получить фестиваль практически не было.
Но благодаря пониманию ситуации губернатором нам удалось. Он пообещал отдать площадь Островского с условием, что байкеры не навредят. Так и оказалось. Мы провели в прошлом году тестовый фестиваль. Без средств нам удалось собрать 1,5 тысячи мотоциклов и 35 тысяч гостей. Получилось. На этом месте побывали руководители Harley-Davidson, сказали, что ни о чем не сожалеют и готовы отдать право фестиваля на безвозмездной основе. Так мы получили лицензию.
В этом году мы готовим первый настоящий лицензированный фестиваль, который рекламируется всеми предыдущими фестивалями, в цепочке мировых мероприятий. Если городская администрация будет продолжать понимать, что мы делаем, то мы получаем событийный туризм. Гамбург спустя 4 года после открытия такого фестиваля у себя получает до 70 тысяч мотоциклов. Что такое 70 тысяч владельцев Harley-Davidson? Люди не бедные, обязательно взрослые, обязательно тащат за собой членов семьи, друзей. Статистика – плюс пять. То есть к нам приехали 40 тысяч мотоциклов. Умножьте на пять – 200 тысяч. Это гости города, которые ничего больше не делают, только тратят деньги. Подарочек. Вот это произошло. Я избран президентом этого фестиваля, отвечаю за него, собираю деньги, убеждаю спонсоров. Труд дикий, осложняет жизнь, но я болею этим, делаю с удовольствием.
– А что вы будете делать зимой?
– Ох, я ушел от темы, представляете, какой я маньяк? Вопрос-то был у вас правильный: кто ты, советник губернатора?
Проходило крупное мероприятие, выставка мотоциклов IMIS, ее посетил господин Полтавченко. Его зацепило, он тщательно прошел её, задавал много вопросов. Тут же родилась идея сделать пресс-конференцию. На эту пресс-конференцию были приглашены президенты клубов, создатели выставки. Модератором был Игорь Щербаков, мой партнер по фестивалю, бывший дилер «Харлея» в Петербурге. Во время пресс-конференции Георгий Сергеич внезапно для всех спросил: «Вот вы Григория знаете?». Все: «Знаем, знаем». «А доверять ему можно?» Все: «Да». Ну, столько лет, я действительно многих знаю. «А давайте сделаем его советником». Вот так родилась эта должность. Она не готовилась. Она на ощущениях нашего первого лица: он увидел, какой это мощный пласт, какая это организованная масса, нуждающаяся в особой опеке конструкция, и быстро, мудро среагировал.
У меня опыта чиновничьей работы никакого, но я так себе представляю, что сформулированные вопросы и предложения мотобратства должны быть переведены, уложены в некую юридическую коробочку, донесены до власти и, желательно, приведены в исполнение.
Не думал – не гадал, что у меня так быстро получится с одной из самых сложных и важных просьб. Мы собирались, и президенты клубов, и мотосовет. Надо отдать должное ребятам: они хорошо восприняли мою должность, поддержали, помогли с вопросами, с задачами, тепло отзываются обо мне в интернет-пространстве. Это помогло. Мы обратились с просьбой к Полтавченко попробовать посодействовать в изменении налоговой ставки для мотоциклов. Потому что это несправедливость: три месяца катаний, а ставка такая же, как на грузовик. Учитывая президентский запрет на изменение налоговых ставок, сделать это было сложно. Мы с Георгий Сергеичем посидели, подумали, поговорили. Он сказал, что он очень хочет это сделать и попробует. Потом еще пару раз встречались на эту тему.
И вот сегодня (21 июля. – Прим. ред.) мне звонят из приемной из Смольного: «Григорий Юрич, поздравляем вас с победой». Премьер правительства подписал документ, снижающий налоги с 50 рублей до 30 на 1 л.с., – это 40 с лишним процентов. Приятно, что губернатор сдержал слово, и я отработал эту тему.
Вот это первая история. Дальше много таких историй. Езда по выделенной полосе, смена номерных знаков на нормальный человеческий формат, а не такой лопух, который висит сейчас – тракторный. У нас же тракторные номера, квадратные, они к современному мотоциклу не подходят, в Европе они меньше. Миллиарды тратятся на разработку дизайна мотоцикла. Ты покупаешь его по душе, по красоте, а дальше прикручиваешь страшную табличку. И поэтому некоторые пижоны вообще возят их с собой в рюкзаке. Это мешает за ними приглядывать, это вопрос безопасности.
– Езда по выделенной полосе это же не новая идея?
– Да, Москва пошла на эксперимент, там мотоциклисты ездили по выделенке. Не знаю, почему это не проходит, ведь здесь все очевидно. Даже если человек не ощутил, сам сидя за рулем мотоцикла или троллейбуса, логика понятна. Маневренное небольшое транспортное средство находится на выделенной полосе, которая имеет большие разрывы в движении: автобусы и троллейбусы не идут бампер в бампер. Следовательно, маневр становится более прогнозируемым. Мотоциклисту обогнать троллейбус очень легко и коротко, троллейбусу это практически не мешает. И в то же время мы изъяли этих мотоциклистов из потока, в котором они идут между автомобилями и вынуждены резать, резать, резать. У нас в городе 75 тысяч человек сидят на мотоциклах. Это минус 75 тысяч машин, изъятых с улицы.
Много придумано планов по работе с молодежью. Нам всем, байкерам, в настоящем смысле, взрослым людям, они так же мешают, как автомобилистам, и задача их не разогнать, а донести до них, что если они доживут, они могут так же роскошно, как и мы, ездить, катать девчонок. Проводятся акции. Ребята отдают старые шлемы мальчишкам на скутерах. Есть уголки в городе, где появились бесплатные курсы. Мальчишки собираются там и учатся вождению, а старые аксакалы их учат. Мы объединяем их, делаем прохваты, поездки бывают очень интересные. У нас есть клубы, которые занимаются историей, религиозными вопросами, ищут места захоронений воинов, приезжают туда, наводят там порядок. Цели все время появляются. А во время этих поездок происходит самый мощный педагогический процесс. Они уже едут в шлемах, им уже хочется принадлежать к сообществу, выглядеть так же.
Но самое главное, основное детище – это мотофестиваль. Я весь город, каждое физическое лицо, прошу: «Помогите!». Потому что если мы в этом году сделаем: правильно осветим, правильно сложим и красиво проведем этот фестиваль, он наш на годы. И каждый год сюда будут приезжать тысячи роскошных мотоциклов со всего света. С 7 по 10 августа у нас будет вкусная программа.
– А как сделать так, чтобы снизить количество ДТП с мотоциклами?
– Это ёмкий наивный вопрос. Как сделать так, чтобы все дети были здоровы. Как сделать так, чтобы жить лучше. Риторика. Сделать? Надо всё сделать. Всё начинается с культуры. Она воспитывается прежде всего поведенческим примером. Как мы стали благодарить при перестроении, как мы стали зажигать фары в дневное время. Появились элементы культуры вождения. Как только мы начали ездить за границу, мы поняли, как это удобно. Если раньше моргание у нас обозначало агрессию, «прорваться», то сегодня моргание – «пропускаю». Чем больше народу ездит в приличные страны, тем больше привозит этих примеров.
Вопрос безопасности – это донести. Для этого нужны правильные ненавязчивые обстоятельства: во время путешествий, фестивалей. Молодой человек приезжает на наш фестиваль и не может уже без шлема выехать в колонне: потому что кому бы он ни поклонялся, этот молодой организм, он обязательно видит на нём шлем. «Ну, значит, и я надену». Дальше мы едем в колонне, едем корректно. Кто-то знаками показывает: стоп, приостановиться. И это существо, которое прилепилось к мотоциклу, понимает, что в этом есть кайф. И оно воспитывается.
Автомотошколы. Самое главное. Потому что их физически нет. Во всём мире это серьезная, подготовленная тщательная структура с хорошим педагогическим составом, с хорошей техникой, с плацем для наката, с радиостанциями, с помощью которых инструктор дистанционно участвует в твоей езде. Это очень важно. И объективные часы наезда.
Я кинул клич: давайте отмечать на карте смертельные ямы. По закону, ГАИ должна проводить обследование дорог, замерять и находить ямы критического размера, которые могут привести к серьезной аварии. Таких ям много в городе. Среди них много абсолютно антимотоциклистских – это узкая, глубокая яма, в которую ты попадаешь, тебя выбрасывает, ты летишь под встречный автомобиль и погибаешь. Только потому, что кто-то пропустил эту яму, не заделал ее. Мотоциклисты как никто другой находятся в зависимости от покрытия дороги. У нас скорости не велосипедные, автомобильные. Два колеса – тонкий, маленький контакт, тормозной путь длиннее. Масса мотоцикла большая. Когда мотоцикл попадает в яму, на масляное пятно, на песок, на разорванную рельсу, это всегда лотерея: останешься ты жив или нет. Эти карты надо отправлять в Госавтоинспекцию: «Проследите». Позже на карте найти случаи и пометить, сколько было неприятностей. И можно будет обращаться в прокуратуру. Прокуратура очень положительно настроена, за мотоциклистов.
И, слава богу, первый раз в истории нашего города губернатор – союзник мотоциклистов. Доверить нам площадь Островского. Супер! Ему уже за это можно памятник поставить. Если бы не площадь Островского, шведы, немцы, финны не приехали бы к нам. Они поехали к нам только потому, что уникально – в центре города, да еще и парад. Для них это сильнейшая фишка. Полтавченко поверил нам и очень рисковал: КУГИ, все – были против. И мы его не подвели, ни одного метра поврежденного. И Мария Щербакова, глава Центрального района, которая запрещала всё, после фестиваля и сегодня говорит, что мы интеллигентнейшие люди, и она хотела бы, чтобы мероприятие было в её районе. И ещё сыграл роль правильный выбор. Полтавченко поручил это вице-губернатору Кичеджи. А тот любит и умеет быстро принимать решения, и благодаря ему мы за полтора месяца сделали фестиваль. Сейчас вообще вся грядка Смольного очень лояльна. Мотоциклистам повезло.
– Вы сами попадали в аварии?
– Неоднократно. Чаще по воле обстоятельств. Падал на песке. Последняя авария повредила плечо слишком серьезно, я теперь работать им не могу. Из левого ряда перегруженная парнями лохматая "восьмерка" резко повернула передо мной направо, и мне пришлось лечь. Бездумных аварий у меня не было в жизни. Я занимался мотоспортом. Я КМС.