Владимир Путин решил продлить программу патриотического воспитания граждан России до 2020 года (она рассчитана до 2015-го). Он сказал, что повышение качества ее реализации предполагает насыщенность "действительно интересными, живыми инициативами, понятными современным людям, современной молодежи" мероприятиями.
Прочитав эту новость в федеральных СМИ, я, наверное, впервые так пристально взглянула на портрет за те 12 лет, что он висит у меня дома. «Владимир Владимирович!» Просто мы уже все сделали. В Петербурге есть подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан в Санкт-Петербурге». Многие после ее принятия задавались вопросом: «Можно ли воспитать патриотизм?» Но никто до сих пор не спрашивал: «А зачем нам все это нужно?» Мы знаем: воспитав патриотов, мы победим коррупцию.
Когда летом прошлого года комитет по молодежной политике получил поручение от губернатора Георгия Полтавченко составить на основе плана мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Санкт-Петербурге целую программу, мы упали в обморок. Ее надо было делать, как говорится, «в рамках текущего финансирования», то есть без денег, но так, чтобы она давала конкретные результаты. Две недели мы собирали по всему городу все, что можно было отнести к мероприятиям патриотической направленности. Параллельно занимались тем, что получали срезы патриотических настроений. Еще неделю возмущались, что без денег ее запустить нереально. Родили, согласовали, отправили – завернули: нам сказали, что такую программу и такое стратегическое направление без дополнительного финансирования не поднять. Выдохнули.
Второй заход был уже осознанным. Мы уже точно знали, что должно быть составляющим патриотического воспитания наших граждан. И делали уже не программу, а госпрограмму патриотического воспитания. Рассказывать долго. Родили, согласовали, отправили – завернули: нам сказали, что такой госпрограммы быть не может. Что есть 16 основных по прикладным отраслям, и куда присоединить нашу, не очень понятно.
Но мы не сдавались. Оппоненты подстегивали. Родилась идея. Так появилась 17-я государственная программа «Создание условий для обеспечения общественного согласия». Сегодня о ней уже знают все как о петербургской новации с идеологической составляющей. То есть содержащей подпрограмму «Патриотическое воспитание граждан в Санкт-Петербурге», которую, и тут нечего скрывать, удалось через нашу сложную систему исполнительных органов власти, через непонимание многих чиновников, усмешки различных ведомств, журналистов и страх оппозиции, с третьей попытки воплотить в жизнь только потому, что нынешний врио губернатора Георгий Полтавченко не просто однажды «дал добро», а чуть ли не ежедневно курировал ее появление.
Так что же такое патриотизм?
На первом курсе журфака античную литературу преподавала легендарная, светлая ей память, Анпеткова-Шарова Гаяна Галустовна. Я брала у нее интервью. Текст должен был получить одобрение ее сурового супруга Георгия Пионтека, преподавателя филологического факультета.
– Вы любите свою Родину? – встретил он меня с порога.
- Что значит свою? Разве бывает чужая? – таков был ответ.
Патриотизм – это любовь к Родине. Ни к «своей», ни к «чужой», это не достижения наших спортсменов на Олимпиаде, не победа «Зенита», не культурный прорыв и не вооруженные завоевания. Потому что патриотизм – это не действо. Это – чувство. Сходное с безусловным ощущением любви. И как любое чувство, оно сильное и хрупкое одновременно. Патриотизм, конечно, нельзя воспитать концертами, митингами и призывами служить в армии. Его можно взрастить отношением. В этой подпрограмме есть мероприятия, которые можно провести по-разному. Можно «для галочки», и тогда сама подпрограмма и ее содержание будут пустым звуком. Можно с отношением, и тогда она даст именно тот результат, которого мы все так очень ждем.
Образовательный палаточный лагерь. Он будет проводиться каждый год. В этом году он назывался «ВСМЫСЛЕ». Но его смысл не в образовательных программах по 12 направлениям и не в том, что две недели можно было провести на природе. Это – всего лишь инструмент. Смысл его в понимании друг друга теми людьми, которые провели две недели в пос. Стрельцово. Смысл его в обучении самому главному – умению отказаться от «Я» во имя «Мы»: не предавать друзей и не обижать тех, кто рядом. Даже если это кажется банальным.
Другое крупное мероприятие, которое тоже будет проводиться ежегодно, – семейный фестиваль. И не для того, чтобы все срочно понасоздавали семьи и зарегистрировали свои гражданские браки или завели детей. Хотя это тоже неплохо. А для понимания, что такое семья и как это важно. Семья – это не только «папа, мама и я». Семья – это наши родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, семья – это все наше родовое древо. Это люди, ближе и роднее которых, несмотря ни на какие отношения между ними, никогда и никого не будет. Поддержка наших родных и близких, прощение обид и принятие нас такими, какие мы есть, – именно это взращивает в человеке то самое понимание чувства безусловной любви, о котором слагают легенды.
Увековечивание памяти погибших защитников Родины. Когда мы несколько раз в год приходим в скорбные даты на Пискаревское мемориальное кладбище возлагать цветы, идем по главной аллее, понимая, что под нашими ногами лежат останки тех, кто ушел раньше положенного времени, когда с почестями захораниваем обнаруженных в братских могилах воинов, мы сохраняем память. Память, благодаря которой никто и никогда не сможет переписать историю нашей Родины. В патриотизме еще много составляющих. Но это не действо. Это – чувство.
Эту подпрограмму делали люди, которые думают о других, о деле и о результате, а не о личной выгоде. И это были чиновники. Но не те «чиновники», которых все по шаблону считают взяточниками, людьми испорченными и погрязшими в коррупции.
При чем тут, казалось бы, коррупция? Говорят, что ее не победить. Но это если с ней воевать. Как с действом. Принято считать, что коррупция – это, если кратко, злоупотребление своим положением для извлечения личной выгоды за счет государственного бюджета. Бюджета, сформированного из налогов миллионов наших простых и совсем не богатых граждан. Мерзкое, противное и постыдное действо. Однако в сознании многих оправдываемое безвыходностью и невозможностью борьбы с системой. Не берусь сейчас ни судить, ни осуждать. Но с коррупцией именно в таком ракурсе бороться бесполезно и бессмысленно. Эта война проиграна с доисторических времен.
Коррупция – это сознание, образ мышления, и это – тоже чувство. И его просто так нельзя убить. Лишь заместить – патриотизмом. Патриот, человек, который любит Родину, страну, город, свое дело и свой двор, человек, который не озлоблен предательством друзей, несправедливым отношением того же самого государства, знает, что такое любовь, никогда не начнет ожесточенно думать о личной выгоде и об услужливости во имя этой личной выгоды. Все помыслы и дела его будут направлены на благо окружающих его людей, будь это три человека или многотысячные толпы. И нежелание его пользоваться имеющимися возможностями будет лежать не в плоскости его благосостояния, а в личной гордости и уважении своей личности. Личности патриота – человека, который любит Родину.
Александра Медведева,
директор Дома молодежи