В судебном заседании по делу о зверском убийстве женщины и ребенка прозвучали имена влиятельных предпринимателей братьев Ротенбергов. Защита курсанта Ильи Комарова настаивает, что знакомство семьи погибших с олигархами имеет прямую взаимосвязь. Адвокаты намекают, что мотивом 70 ножевых ударов стали деньги, но гораздо бо´льшие, чем установило следствие.
Коллегии присяжных заседателей понадобилось три недели, чтобы рассмотреть обстоятельства жестокого убийства жены и сына спецназовца ФСКН Алексея Зеленского, произошедшее в мае 2013 года. Дело казалось убедительным и очевидным. На следующий день после преступления оперативники задержали соседа Зеленских – курсанта института внутренних войск МВД Илью Комарова, с порезанными руками и завидной осведомленностью. Он выдал окровавленные вещи и пропавшие из хорошо обставленной квартиры драгоценности и детально описал порядок нанесения семидесяти ножевых ударов Ольге и маленькому Леониду.
Следствие в качестве мотива остановилось на корысти. Содержание эффектной подруги требовало от курсанта чрезвычайных усилий, и он якобы искал деньги и средства любыми способами.
31 июля перед самым окончанием судебного следствия, свои доказательства представляла защита. Она напомнила, что погибшие были далеко непростой семьей. Отец спецназовца, а заодно дед ребенка и свёкр женщины – Леонид Зеленский. Дзюдоист, хороший знакомый Владимира Путина и партнер олигархов Аркадия и Бориса Ротенбергов по спортивному клубу "Явара-Нева". Во внуке, названном в его честь, Зеленский-старший души не чаял.
Для "затравки" Комаров заявил о самооговоре, хотя не отрицал своего присутствия в квартире в момент убийства. По его словам, пришел к Зеленским по поводу сантехники, и получил удар в висок с потерей сознания, когда в ванной комнате переписывал номера счетчиков.
"Очнулся от визга ребенка", – сообщил курсант присяжным. Над еще живым Леней, судя по рассказу подсудимого, стоял незнакомец. Весь в черном, в черных же кашемировых перчатках, в берцах. Из особо запомнившихся примет – косой шрам на носу и "жуткие глубокие темно-синие глаза". Темный цвет волос напомнил ему о Кавказе.
Версия Комарова содержит подробное описание схватки с незнакомцем – с силовыми приемами, ножевым боем и поразительной лояльностью человека в черном к свидетелю.
– Он сказал: "Если рыпнешься, убью всех твоих. Я знаю, где живет твоя баба". Ударил меня в висок, я потерял сознание.
И, видимо, исчез. Каким образом – отдельная тема. В зале суда 31 июля много говорили об альпинистских навыках киллера, способного по веревке спуститься с крыши 14-этажного дома на девятый этаж, к Зеленским, и подняться обратно.
И если присяжные могли усомниться в нинзя-убийце, Комаров дал им понимание, что ничего невозможного не бывает, коли убитые связаны с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами. У них, как и их партнеров, наряду с могуществом, большими деньгами и влиятельным знакомствами наверняка есть и достойные оппоненты.
"Правда, что ваш отец – близкий друг олигарха Ротенберга?" – спросил спецназовца один из адвокатов курсанта, не уточнив, кто из братьев имеется в виду.
Фраза, кажется, остановила время. Секунды, за которые гособвинитель Вадим Солодков принял решение протестовать против ответа, тянулись вечно. Судья Юрий Козлов вопрос снял как не имеющий отношения к разбирательству, но присяжные его услышали. Так зарождалось нечто выбивающееся из логичной канвы обвинения.
Алексей Зеленский отреагировал молчанием. Хотя ответ был бы утвердительным. Его отец Леонид Зеленский имеет вес в мире коммерции и спорта.
Бизнесмены Ротенберги, помимо прочих активов (банковская деятельность, инженерия, дорожное строительство) имеют прямое отношение к клубу дзюдо "Явара-Нева". Соучредителем одноименного фан-клуба система СПАРК выдает Леонида Алексеевича Зеленского. Он же, судя по интернет-мемуарам, представленным на сайте некоммерческого "Антитеррористического международного центра", активно занимался дзюдо, ездил на сборы с Владимиром Путиным. Статья объясняет и любовь Леонида Алексеевича к убитому внуку. Времени на воспитание сына не хватало, а маленькому Лене, названному наверняка в честь деда, посвятить себя возможности имел больше.
Сегодняшнюю связь между убитыми и Ротенбергами, по данным "Фонтанки", Комаров 5 августа постарается развить в прениях или последнем слове. Дескать, где он, малоимущий курсант-четверокурсник, а где родня элиты.
"У таких семей есть как влиятельные знакомства, так могут быть и враги", – осторожно предположил адвокат подсудимого Сергей Лукьянов.
Председательствующий судья Юрий Козлов перед процессом настоятельно рекомендовал присяжным прессу не читать. Но они и без СМИ поставлены перед выбором. Либо расчетливое безумие на Стачек было убийством за пощечину и горстку золота, на чем настаивает обвинение. Либо устрашающей акцией в войне элит, что кажется наиболее вероятным защите.
Александр Ермаков,
"Фонтанка.ру"