Смольный сохраняет планы по закрытию станции метро «Василеостровская» на капитальный ремонт после сдачи второго выхода со «Спортивной» в 2015 году. Это подтвердил врио губернатора Георгий Полтавченко. Однако в том же году начнутся капремонт Тучкова моста и строительство станции «Горный институт», из-за чего ограничат движение по Большому проспекту. Если же закрытие «Василеостровской» перенесут, то теряется основной смысл проекта «Спортивная-2» стоимостью в 6,7 млрд рублей.
В пятницу, 1 августа, врио губернатора Георгий Полтавченко посетил стройплощадку второго выхода со станции «Спортивная» на набережной Макарова. Компания «Метрострой» ведет работы с весны 2012 года. К настоящему времени уже возведен основной каркас подземного вестибюля, пройден тоннель под Невой и идет монтаж четырех немецких эскалаторов в наклонном ходе станции. По сути, «Метрострою» осталось возвести четыре выхода на набережную Макарова, выполнить отделку и смонтировать в тоннеле траволаторы (горизонтальные эскалаторы), по которым пассажиры будут попадать на платформу «Спортивной».
Как пообещал губернатору гендиректор «Метростроя» Вадим Александров, первые пассажиры смогут зайти на «Спортивную-2» 27 мая 2015 года – в День города. Таким образом, уже летом город сможет приступить к реализации главной цели, для которой, собственно, и затевалось строительство второго выхода со «Спортивной», – к капитальному ремонту «Василеостровской». В частности, именно такую причину указывал Георгий Полтавченко, отвечая на депутатский запрос о транспортной ситуации, которая сложилась на Васильевском острове осенью 2012 года.
«С целью подготовки к ремонту станции метрополитена «Василеостровская» одновременно начата работа по строительству станции метрополитена «Спортивная-2» с ограничением движения по набережной Макарова», – указывал тогда градоначальник. Чиновники говорили, что второй выход со «Спортивной» примет на себя часть пассажиропотока «Василеостровской». Если сейчас, чтобы попасть на «Спортивную», нужно перейти через Тучков мост и пройти мимо «Юбилейного», то в будущем большую часть этого пути можно будет проделать, стоя на эскалаторе и траволаторе.
Отвечая на вопросы журналистов после осмотра стройплощадки, врио губернатора Георгий Полтавченко подтвердил: планы по закрытию «Василеостровской» после запуска пассажиров на «Спортивную-2» сохраняются. Однако он не уточнил, когда именно: в 2015 году или позже. С точки зрения транспортной логики, с реконструкцией станции нужно повременить, так как в 2015 году на Васильевском острове начнется реализация сразу двух серьезных проектов, которые неизбежно приведут к пробкам.
Во-первых, в 2015 году начнется капитальный ремонт Тучкова моста стоимостью 2,4 млрд рублей. Предполагается, что он продлится два года, в течение которых на переправе будут по очереди перекрывать по три полосы из шести. Во-вторых, тогда же на перекрестке Большого проспекта и Косой линии начнется строительство станции «Горный институт» четвертой линии метро. Как рассказал журналистам вице-губернатор Марат Оганесян, движение по магистрали перекрывать не будут, но ограничат. Для минимизации проблем власти обещают расширить проезжую часть на прилегающих улицах, в том числе – за счет тротуаров.
Оба проекта входят в программу по подготовке города к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Конкурс на капремонт Тучкова еще не объявлен, а на месте станции «Горный институт» в ближайшее время начнется вынос сетей: «Метрострой» уже заключил соответствующий контракт с городом. Очевидно, что если в 2015 году будет еще и закрыта «Василеостровская», то остров окажется в настоящей транспортной блокаде. Если же станцию не закроют, то тогда теряется смысл всего проекта по строительству «Спортивной-2» с рекордной ценой в 6,7 млрд рублей: территория рядом с набережной Макарова явно не относится к зоне активной застройки с большим количеством населения. Для справки: 6,7 млрд – четверть стоимости продолжения Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой», с промежуточной станцией «Новокрестовская» (включая строительство самих вестибюлей).
Во всех профильных ведомствах на вопрос о сроках закрытия «Василеостровской» официально отвечать отказываются. Вице-губернатор Марат Оганесян лишь заметил, что сейчас по его поручению разрабатывается комплексная схема по реконструкции транспортной системы острова, в которой будут учтены капремонт Тучкова моста, строительство «Горного института», закрытие «Василеостровской», пробивка набережной Макарова и возведение моста через остров Серный. В рамках этой схемы и будет определено, когда именно нужно проводить те или иные работы и как снизить число пробок.
Добавим, что основная проблема «Василеостровской» – это протечки наклонного хода, по которому следуют эскалаторы. Кроме того, замена требуется и самим подъемникам, которые метрополитен вынужден постоянно ремонтировать. В рамках реконструкции планировалось укрепить гидроизоляцию и поставить четыре новых эскалатора вместо трех, как сейчас, для повышения пропускной способности станции. Наконец, существовали планы по строительству на месте одноэтажного вестибюля торгового комплекса, на первом этаже которого был бы вход в метро. Отметим также, что сейчас «Ленметрогипротранс» по заказу города ведет проектирование второго выхода с «Василеостровской». Его стоимость предварительно оценивается примерно в 5,5 млрд рублей, а выведут его, скорее всего, к дому на углу Среднего проспекта и 10 – 11-й линии.