Многомиллиардный рынок ритуальных услуг Петербурга, поделенный между десятью компаниями, может ждать реформа. Верховный суд должен будет решить, законна ли ситуация, когда на городских кладбищах полновластно распоряжаются коммерческие организации, определенные на основании «экспертных оценок» комиссии из чиновников и депутатов. Члены Ассоциации предприятий похоронной отрасли считают, что законна, а передел «ведет к хаосу и снижению объема работы похоронных контор».
«Каждый год в Петербурге умирает около 70 тысяч человек. Минимальная сумма, которую необходимо потратить на захоронение — 20 тысяч рублей. Верхнего предела нет. Размер рынка оценить возможно только приблизительно, по нашим подсчетам — от 3 до 10 миллиардов рублей. Более 90 % этого рынка поделено между десятком предприятий, и чужих они не пускают», – уверен юрист похоронной компании «ПСК «Энергия» Александр Лашер.
Похоронное дело в России федеральным законом отнесено к ведению муниципалитетов, в Москве и Петербурге — к полномочиям городских властей. В соответствии с положением № 210, подписанным Валентиной Матвиенко в 2006 году, создано казенное учреждение «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», которое обеспечивает эксплуатацию и содержание кладбищ, заключая с коммерческими организациями «договоры на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища, включая оказание гарантированного перечня услуг по погребению».
Особенность в том, что организация, заключившая такой договор, получает исключительное право на подготовку могил и погребение умершего на территории соответствующего кладбища. Только этой организацией или с её согласия могут проводиться работы «по установке, снятию и замене надмогильных сооружений». Только эта организация может разрешить (или не разрешить) захоронение в родственную могилу, согласовать (или не согласовать) установку ограждения, захоронение урны.
Именно эти пункты положения в июне 2014 года по иску ПСК «Энергия» Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал не соответствующими закону «О защите конкуренции».
В решении суда было указано, что законом «лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению», а «заключение договоров ГУ "Специализированная служба" с организациями с целью обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению и других услуг, относящихся к муниципальным нуждам, не означает, что иные организации не могут предоставлять услуги по погребению в случае обращения к ним граждан с просьбой заключения соответствующего договора».
Как было отмечено судом, «организация торгов на право оказывать услуги, не отнесенные к муниципальным нуждам, является искусственным созданием барьера для вхождения на рынок оказания ритуальных услуг иным лицам», «нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит действующему законодательству».
Своим постановлением от 1 августа 13 Арбитражный апелляционный суд поправил первую инстанцию. Революция на рынке ритуальных услуг была остановлена. По мнению этого суда, «конкурсный принцип отбора хозяйствующих субъектов на право осуществления деятельности в сфере похоронного дела ... по своей природе не является конкурсом, проводимым с целью осуществления закупки товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. В рассматриваемом случае норма части 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, устанавливающая определенные ограничения при проведении торгов для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, не может быть применена к спорным правоотношениям». При этом апелляционный суд отметил, что в то же время названная норма позволяет победителям конкурсного отбора надлежащим образом исполнять свои обязанности по содержанию и эксплуатации кладбища, а заявитель вообще не предоставил мотивированного довода о том, чем именно нарушены его права.
Суд указал: действующий порядок направлен исключительно «на достижение полноты защиты интересов населения и предупреждение негативных последствий при погребении умершего». Корреспондент «Фонтанки» постарался в этом убедиться. Прежде всего, захотелось ознакомиться с условиями конкурсов, на основании которых были заключены договоры оказания услуг, выполнения работ и содержания городских кладбищ. Однако на портале госзакупок таковых обнаружить не удалось. Показалось логичным обратиться в Ассоциацию предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона (АППО), в которую входят все 11 предприятий, обслуживающих городские кладбища. Вице-президент ассоциации Вероника Лутковская удивилась, что журналист не смог обнаружить этой информации в Сети. «Не смогли найти? Значит, не знаете где. Вся конкурсная документация была на сайте комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Обратитесь туда».
Изучив предварительно официальный сайт и обнаружив на нем лишь объявления о конкурсах и их результатах, но ни намека на условия этих конкурсов, корреспондент позвонил начальнику отдела развития услуг и общественного питания Андрею Фаркову.
– Андрей Анатольевич, где я могу ознакомиться с конкурсной документацией по договорам о содержании и эксплуатации кладбищ?
⁃ На сайте госзакупок этой информации нет, потому что это не денежный конкурс. По требованию конкурсантов документы предоставляются по адресу комитета.
⁃ То есть в открытом доступе её нет?
⁃ Нет, это конкурсная документация Специализированной службы.
⁃ А как я могу с ней ознакомиться?
⁃ После публикации о конкурсе по запросу любого заинтересованного лица конкурсная документация предоставляется без взимания платы.
⁃ Это понятно, но как с этими документами и с заключенными договорами я могу ознакомиться сегодня? Или любой другой житель Петербурга? Это возможно?
⁃ Да, конечно. Вам нужно обратиться в Специализированную службу.
⁃ Они обязаны предоставить любому гражданину эти материалы?
⁃ Наверное, да. Я здесь не вижу ничего секретного.
Следующим шагом и было обращение в Специализированную службу Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела. Директора Андрея Молдованова в течение двух рабочих дней на рабочем месте застать не удалось. Присутствовавший сотрудник был несколько растерян вопросом.
⁃ Я могу у вас получить копии договоров, заключенных с организациями на содержание и эксплуатацию кладбищ?
⁃ У меня таких договоров нет. Первый раз такой вопрос. Я не могу сказать, как это сделать.
Письменный запрос на имя Андрея Молдованова, как заверили журналиста, «в работе».
Всё же некоторую часть конкурсной документации, а именно, касающуюся кладбищ в Колпинском районе, журналисту удалось увидеть без помощи чиновников, её предоставил один из неудачливых претендентов. Среди условий — указание на то, что «исполнитель своими силами и за счет своих средств осуществляет выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, в соответствии с договором». Перечень прилагался: здесь и покос травы, и высадка деревьев, и вывоз мусора, и уборка территории.
Как ни странно, на сайте госзакупок обнаружились конкурсы и заключенные контракты на выполнение тех же работ. Заказчик — Специализированная служба, исполнители — коммерческие предприятия, члены АППО. Недоумение, возникшее от оплаты городом работ, которые должны были быть выполнены «своими силами и за счет своих средств» развеял Андрей Фарков: «Цифры и адреса не пересекаются. Это разные работы. Специализированная служба за этим ведет жесткий контроль».
Природная недоверчивость заставила погрузиться в цифры и усомниться.
Например, в договоре на обслуживание Колпинского кладбища ООО «Ритуал», среди прочих работ, обязалось за свой счет производить покос травы с мая по сентябрь на 10500 квадратных метрах кладбищенской территории. А в соответствии с госконтрактом ценой немногим более 700 тысяч рублей покос травы на кладбищах, в том числе и на Колпинском, должно осуществлять ООО «Энозис». Условия те же самые: 10500 квадратных метров в те же 6 месяцев. Остается предположить, что «Ритуал» и «Энозис» косят рядом друг с другом траву на одном не слишком большом кладбище. Та же история на Колпинском воинском захоронении: полное совпадение сроков и площадей покоса.
То же ООО «Энозис» по госконтракту на 752715 рублей должно производить механизированную и ручную уборку территорий кладбищ в Колпинском и Пушкинском районах. В том числе и на Колпинском городском, на котором 4 раза в месяц по 14500 квадратных метров механизированно и по 150 квадратных метров трижды в месяц вручную чистить должен «Ритуал». Либо сотрудники «Ритуала» и «Энозиса» чистят друг за другом, либо согласно неведомым государственным интересам разные дорожки одного кладбища должны убирать разные компании.
Немало пересечений и по обязательствам, касающимся вывоза мусора, уборки поваленных ветром деревьев, чистке дренажных систем. Разумеется, госконтракты на содержание кладбищ касаются не только Колпино, но по другим районам города сравнить работы не получилось: конкурсная документация и договоры находятся в руках Специализированной службы.
«Фонтанка» надеется, что ей все же удастся получить доступ к договорам, заключавшимся с 2006 года, и развеять нехорошие мысли.
«ПСК «Энергия» готовится обжаловать решение ФАС Северо-Западного округа в Верховном суде.
«Понимаете, мы согласны, что должен быть контроль за тем, как производятся работы на кладбище. Мы настаиваем только на одном: пусть этот контроль осуществляет государственная структура. Именно так мы понимаем закон. Не должно быть такого, чтобы коммерческая структура, оказывающая услуги на городском кладбище, обладала разрешительными функциями по отношению к своим конкурентам. Бороться с этим невозможно. Мы готовы работать со Специализированной службой, какие бы отношения у нас с ними ни были. Это казенное учреждение, их решение можно оспорить в установленном порядке, от них можно на основании закона добиться ответа. Но работать в условиях, когда разрешение практически на любое действие на кладбище зависит от конкурента, невозможно. Это ненормально и неправильно. Человек, проводивший близкого, должен иметь право самостоятельно решать, к кому ему обратиться за услугой. Сейчас ему приходится на кладбище сталкиваться с поборами со стороны непонятных сотрудников частной конторы, которая там полновластный хозяин. 35-40 тысяч рублей за место для захоронения, которое должно предоставляться бесплатно — не предел, и бороться с этим, пока нет действительной конкуренции и действительного государственного контроля, нереально».
Вице-президент АППО Вероника Лутковская не согласна категорически. «Мы считаем, что постановление номер 210 как раз позволяет буквально всем выйти на конкурс, участвовать в нем, победить и выйти работать на кладбище. А что хочет «Энергия»? Провели конкурс, кто-то выиграл, а я вот хочу работать и все равно буду. Конкурс фирма выигрывает с определенными обязательствами, с определенными условиям. Комиссия конкурсная — с очень широким спектром специалистов, не какой-то междусобойчик».
Александр Лашер считает, что шансы изменить постановление кассационной инстанции в свою пользу есть. По его словам. Петербург — чуть ли не единственный регион в России, где кладбища находятся фактически «на откупе» у частников. И приводит в пример соседнюю Ленинградскую область, где антимонопольная служба препятствует попыткам муниципалитетов переложить свои функции на коммерческие предприятия или предоставить преимущественное положение «своей» компании.
Наиболее же откровенно, как показалось корреспонденту, свою точку зрения высказал Станислав Боринов, генеральный директор ООО «Ритуал» (обслуживает 11 кладбищ в Колпинском, Фрунзенском и Невском районах).
Когда суд первой инстанции принял решение, объявившее ряд статей постановления № 201, Станислав Боринов усмотрел «коррупционный фактор» и обратился с письмом на имя председателя суда, попросив «вмешаться в сложившуюся ситуацию».
«Правительством города Санкт-Петербурга создана современная и эффективная система похоронного дела, – написал гендиректор «Ритуала», – весь рынок ритуальных услуг охвачен деятельностью 11 компаний, входящих в нашу ассоциацию», и предупредил: «Так как рынок ритуальных услуг давно устоялся, его передел может привести к хаосу и снижению объема нашей работы»
Апелляционная инстанция снижения объема работы гробовщиков не допустила.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»
Справка:
Конкурсная комиссия комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка состоит из 10 человек. 6 чиновников комитета во главе с председателем, заместитель председателя ЗакСа Сергей Анденко, депутат ЗакСа Константин Смирнов, директор Специализированной службы Андрей Молдованов, президент «Клуба ветеранов — генералов и адмиралов» Сергей Сиянский и член дисциплинарной комиссии некоммерческого партнерства предприятий похоронной отрасли «Память» Владмир Котляров. Список членов «Памяти» практически полностью совпадает со списком членов Ассоциации предприятий похоронной отрасли и со списком компаний, обслуживающих городские кладбища.
Оценка заявок претендентов определяется на основании критериев, а значимость критериев - методом экспертных оценок.