Чехарду с разметкой петербургских дорог наконец официально признали бедствием. Прокуратура предъявила десятки исков к смольнинской ДОДД и фирме-подрядчику «Дорсервис» за отсутствие разделительных полос и пешеходных переходов. Чиновники прошлым не живут и продолжают освоение 311 млн рублей. Крупнейший игрок на разметочном рынке Сергей Рышкевич и вовсе считает, что «пугало» в лице прокуратуры – бесполезно.
Петербургская прокуратура первой на официальном уровне, отставив в сторону политес и изощренную арифметику бизнеса дорожной разметки, назвала вещи своими именами. Отсутствие разделительных полос и пешеходных переходов угрожает жизни и здоровью миллионов горожан. На этом основании, в защиту интересов неопределенного круга лиц, ведомство обратилось в суд с исками к смольнинской Дирекции по организации дорожного движения (ДОДД) и одному из ее крупнейших подрядчиков, фирме «Дорсервис», требуя вернуть разметку на улицы.
Пионером в тяжбе с чиновниками и бизнесменами выступил прокурор Василеостровского района Рустам Богатырев. Он после разовой проверки подал одновременно 24 иска. Их приняли к производству суды Невского и Приморского районов – по месту регистрации – к ДОДД и «Дорсервису». За каждым заявлением – отдельный адрес и отдельный пункт невыполненного по государственному контракту обязательства. Рассматривать иски начнут в двадцатых числах августа.
Как следует из заявлений прокурора, 24 марта ДОДД и «Дорсервис» заключили контракт стоимостью 40,7 млн рублей. Он предусматривал демаркировку, нанесение и восстановление разметки в 2014 году в Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах. Основная часть улиц должна была обзавестись свежими линиями к середине июня. Совместная проверка прокуратуры и ГИБДД показала, что разметки нет или она отсутствует частично.
«Дорсервис» работы в установленный срок не выполнил. Отсутствие дорожной разметки является фактором, ставящим под угрозу жизнь и здоровье граждан», – сделал вывод прокурор Богатырев и попросил суд обязать ДОДД и подрядчика исполнить обязательства по многомиллионному контракту. В случае неисполнения решения счел возможным привлечь судебных приставов.
«Дорсервис» – постоянный подрядчик ДОДД. Как выяснил «Водитель Петербурга», компания имеет отношение к крупнейшему игроку на разметочном рынке Петербурга – бизнесмену Сергею Рышкевичу. Он владеет заводом «Кронос СПб» на Полевой Сабировской улице, 42, который производит краску и пластик для нанесения разметки и считается основным поставщиком материала в Петербурге. По тому же адресу зарегистрирована фирма Рышкевича «Проминвест», имеющая в собственности эксклюзивные американские машины для очистки и подготовки дорожных полотен, так называемые демаркировщики. ООО «Дорсервис», в свою очередь, находится на Сердобольской, 60, – площадке косметической фабрики «Ирида-Нева», учрежденной, по данным системы СПАРК, Рышкевичем. Учредителем созданного в феврале 2009 года «Дорсервиса» со 100-процентной долей в уставном капитале СПАРК называет Дмитрия Белоцерковского. С Рышкевичем они в 1986 году оканчивали Ленинградское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени Кирова, состоя в одном взводе.
Бизнесмен в разговоре с корреспондентом «Водителя Петербурга» поначалу выразил удивление вопросам о пачке исков к «Дорсервису» и опроверг какое-либо участие в судьбе фирмы, но после упоминания однокашника признал, что компания ему «дружественна».
Места прокуратуре в маркировке улиц Сергей Михайлович, по его словам, не находит. Он ясно дал понять «Водителю Петербурга», что к вступлению решения судов в силу разметка по исковым адресам будет нанесена. Следовательно, и прокурорские потуги бесплодны. Пожурив репортера за излишний формализм, Сергей Михайлович добавил: «Невыполнение работ к указанной в адресном перечне дате это всего лишь просрочка, а не нарушение условий контракта. До окончания его действия говорить о невыполненных обязательствах преждевременно. Есть договор, есть заказчик – ДОДД. Он проверяет подрядчика, выдает предписания. Зачем еще какое-то пугало? За сроками следит заказчик, и никто больше не нужен, в том числе прокуратура».
Отчасти логика коммерсанта понятна. Мы уже писали о странной лояльности ДОДД к подрядчикам и предпочтении проводить новые аукционы, нежели добиваться исполнения гарантийных обязательств по восстановлению исчезнувшей разметки или применять крупные санкции взамен мизерных штрафов. Прокуратура со своими исками может показаться участникам рынка третьим лишним. Злые языки поговаривают, что в этом году именно из-за бдения надзорного ведомства подрядчики отчасти устраняют нарушения за свой счет.
Одновременно с подготовкой к судебным тяжбам ДОДД продолжает освоение бюджетных средств. На этот год на содержание разметки выделены 311 млн рублей. За последний месяц дирекция провела 4 аукциона на общую сумму 161 млн для демаркировки и нанесения разметки в Центральном, Московском, Петроградском, Приморском, Выборгском, Курортном, Василеостровском, Красногвардейском, Кронштадтском, Калининском, Невском, Петродворцовом, Колпинском, Пушкинском, Красносельском районах. Часть адресов попадает под гарантийные обязательства по прошлым контрактам, но разметку на них будут наносить в рамках вновь оплачиваемых.
Скорее всего, репутационных и финансовых потерь активность прокуратуры «Дорсервису» и другим подрядчикам не принесет. В Петербурге всего шесть крупных компаний по нанесению разметки, три из которых связаны с Рышкевичем, и рынок между ними поделен. В список недобросовестных подрядчиков ДОДД никого не вносит, многомиллионные счета не выставляет.
Не может, судя по всему, прокуратура побороть и чернеющую разметку. До сих пор нет единого мнения, почему это происходит. Сергей Рышкевич утверждает, что Петербург не единственный страдалец: «На Кипре и в Испании разметка, например, тоже чернеет. Сам не видел, люди говорили. У нас и финский пластик не выдерживает. Это жара. Мы (завод «Кронос СПб». – Прим. ред.) пытаемся сделать пластик эластичным, чтобы отстоял весь гарантийный срок, но при высоких температурах он становится «жвачкой». Не успевает затвердеть, и автомобильные шины наносят на разметку грязь. Если сделать его жестче, жару перенесет, а зимой потрескается».
Директор отдела содержания технических средств организации дорожного движения ДОДД Михаил Гусев объясняет по-иному, но тоже с температурным уклоном: «При нагревании асфальта на разметке образуется битумная пленка, которая и дает эффект потемнения».
Третья версия оправдывает современную химию, которая все же позволяет изготовить универсальный, для жары и холода, разметочный материал. По словам собеседника «Водителя Петербурга», несколько лет проработавшего в ДОДД на руководящей должности, причина чернеющей разметки может крыться в банальной экономии на добавках и подготовке поверхности. «Участники рынка жалуются, что им приходится работать чуть ли не в ноль. Странно такое слышать. Даже при строгом соблюдении технологий прибыль может достигать 100-кратного размера», – отмечает он.
Вслед за прокуратурой к борьбе за городскую разметку подключилось общественное движение «Красивый Петербург». Его руководитель Красимир Врански в разговоре с «Водителем Петербурга» отметил, что этот год уже стал беспрецедентным по количеству жалоб. «Подрядчики, по нашим наблюдениям, не приводят разметку в нормативное состояние, хотя им давали указание сделать это в кратчайшие сроки. Также в городе есть улицы, которые еще ни разу не размечали в этом сезоне, хотя уже август, и пора бы по второму разу красить. Очень странный недочет ДОДД, и он действительно влияет на безопасность движения. В этом прокуратура права. Меня и самого недавно «забибикали». Я шел по почерневшей «зебре», которую водители не видели», – говорит Врански.
Пару дней назад сайт «Красивого Петербурга» дополнили опцией «Обновить дорожную разметку». Раздел будет аккумулировать фотосообщения горожан с неразмеченными местами.