Сейчас

-4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-4˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -6

1 м/с, вос

756мм

87%

Подробнее

Пробки

2/10

Вежливый избирком на Дворцовой

623
ПоделитьсяПоделиться

До дня голосования в Петербурге остался всего один месяц. Горизбирком решил не пускать ситуацию на самотек и показать младшим коллегам наконец, как надо работать. Типовой избирательный участок наскоро соорудили прямо на Дворцовой площади. За погружением мальчика Яна в волшебный мир волеизъявления наблюдали пятеро зарегистрированных кандидатов в губернаторы во главе с Георгием Полтавченко, представители избиркомов всех уровней и случайные туристы, привлеченные блеском Эрмитажа. 

Перед небольшой коробкой сцены на главной площади города утром 14 августа собралось несколько сотен человек. Пять кандидатов в губернаторы выстроились в шеренгу лицом к подмосткам. За их спинами замерли члены участковых, территориальных и муниципальных избирательных комиссий. Кто-то спрашивал у соседа: «А что будет-то?» Организаторы не хотели ажиотажа до такой степени, что обошлись без подробных анонсов и пояснений.

Среди публики были замечены глава избирательного штаба Георгия Полтавченко Виктор Лобко, председатель комитета по молодежной политике Александр Пархоменко, глава администрации губернатора Александр Говорунов, улыбчивая председатель муниципального совета МО «Сенной округ» Наталия Астахова. Тылы укрепляли казаки с нагайками у бедра и нашивками ООО «Рапид-ГАРД» на груди.

На сцену колонной по одному вышли люди, заняли места согласно распределению ролей.

– Доброе утро, Петербург! – жизнерадостно воскликнула ведущая в белом платье с крупными черными пятнами. Этот узор почему-то напоминал не о выборах, а о продуктовых санкциях и исчезновении из магазинов молочного импорта. Публика притихла. К микрофону вышел спикер ЗакСа и секретарь политсовета «Единой России» Вячеслав Макаров. Он поприветствовал членов УИКов, ТИКов и ИКМО, а потом обратился к СМИ.

– От вашей честной, принципиальной, пророссийской позиции в нынешних геополитических условиях зависит очень многое, – сказал Вячеслав Макаров. – Помните, какую титаническую работу проводит на внешнеполитическом фронте наш президент Владимир Путин в тектонических геополитических сдвигах. Речь идет о судьбе нашей России. 14 сентября — это будет не борьба за власть. Это борьба за Россию.

Обратив внимание на стоящих рядком внизу у сцены кандидатов в губернаторы, Макаров отметил, что от них требуется «ответственность и боль за судьбу этого города». А представителям избиркомов всех уровней и персонально председателю ГИК Алексею Пучнину напомнил, что все они «защищены».

– Вы должны честно работать, – говорил Макаров. – Вы защищены авторитетом закона, авторитетом патриота России. И помните, что от вашей позиции зависит исход и итоги этих выборов.

Тут-то корреспондент «Фонтанки» понял, что его наивное убеждение, будто итоги выборов зависят от избирателей, в корне неверно.

Реабилитировал рядовой электорат глава Горизбиркома Алексей Пучнин. Он осторожно заметил, что «избиратель диктует моду на честные и вежливые выборы». И передал слова главы ЦИК Владимира Чурова. Тот пожелал всем присутствующим успешного «открытого урока».

– А какое важное событие в вашей жизни случится 14 сентября? – задорно спросила ведущая толпу, когда с формальностями было покончено. Раздались выкрики про день рождения сына и чью-то свадьбу. Тут же обнаружился мальчик Ян, который 14 сентября справит собственное совершеннолетие. Конечно же, его пригласили на сцену. «Ля-ля-ля» – понеслась из динамиков популярная мелодия из мультфильма «Веселая карусель». В следующие несколько минут мальчик Ян обогатился знанием, что найти адрес своего избирательного участка можно на сайте Горизбиркома.

– А теперь посмотрим, что у нас на избирательном участке есть, – продолжила ведущая, поводя рукой в сторону стульев для доверенных лиц и наблюдателей, стола членов УИК и задернутой белой шторкой кабинки для голосования.

– Ой, а что это такое? – воскликнул мальчик Ян, пятясь от прозрачного террариума в углу сцены. – Урна для голосования?

– Нет, Ян, это не урна, – укоризненно поправила его ведущая. – Это стационарный ящик для избирательных бюллетеней.

– А это что за штука такая? – продолжал недоумевать Ян, поднимая с пола за веревочку серый чемоданчик с гербом.

– Это — для выездного голосования. Вот так: реестр получили, бюллетени получили — и по домам к избирателям, – разъясняла ведущая. – А вот это, Ян, КОИБ-2010. А это — доверенные лица кандидатов, наблюдатели и представитель СМИ. Но главное действующее лицо — это изби... Правильно, избиратель!

За полчаса просвещением ничего не смыслящего в выборах Яна успели позаниматься заместитель начальника информационного центра Горизбиркома Александр Степанов, назначенная председателем сценического избиркома Ирина Витте, представитель Общероссийского корпуса «За честные выборы» Михаил Поляков и замдекана юрфака Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Сербин. Он по ходу пьесы давал неофиту юридические консультации. Каждый новый эпизод повествования начинался с удара рынды где-то за сценой.

– А вот на участке появляется избиратель, – комментировала тем временем ведущая. – Он изучает информационный стенд и проходит к членам участковой избирательной комиссии. Но что это?.. Стоп!

Единственное нарушение на идеальном избирательном участке совершил, конечно же, журналист (переодетый в серую жилетку СМИ сотрудник пресс-службы Горизбиркома с большим фотоаппаратом).

– Снимать списки избирателей и паспорт нельзя, фотографировать избирателя без его личного согласия запрещено законом, – прокомментировал Михаил Сербин. На этот раз от трансляции песенки «Веселая карусель» звукорежиссеры воздержались.

– Поступило обращение по телефону! – вдруг подала реплику Ирина Витте. – Избиратель заболел, но желает проголосовать. На часах 13:50. Прошу членов избирательной комиссии взять выписку из реестра, бюллетень и переносной ящик для голосования. Выезд по указанному адресу через 30 минут.

Тут же несколько «членов избиркома» сорвались с мест и скрылись с гербовым чемоданчиком на лямке – скорее «скорой помощи». Между тем в глубине сцены не прекращалось движение: по боковой лесенке поднимались и спускались «избиратели».

– Голосование подходит к завершению! – возгласила ведущая.

– Можно и по домам? – оживился мальчик Ян. Но ему вежливо объяснили, что членам УИК еще надо заполнить и подписать протокол голосования, сделать копии для тех, кому они положены, сформировать пакет документов и отвезти все это добро в территориальную избирательную комиссию, где результаты занесут в систему ГАС-«Выборы».

– Голоса избирателей ручейками соберутся в реки и потекут в море народного волеизъявления! – подытожила ведущая.

– Эх, как же интересно! Ждите меня на следующих выборах в избирательной комиссии! – восклицает мальчик Ян. – Мне понравилось у вас!

В этот момент стало очевидно, кого здесь не хватало: Хрюши, Степашки и какого-нибудь идеологически чуждого обитателя улицы Сезам для контраста. Или для роли иностранного наблюдателя.

А кандидаты в губернаторы все это время терпеливо стояли напротив сцены, выражая лицами те самые «ответственность и боль», о которых говорил Вячеслав Макаров. Наконец они смогли покинуть свой пост и пообщаться с журналистами.

– Законодательство у нас весьма успешное, позволяет действительно открыто и честно изъявлять свою волю. Новшеств в законодательстве нет, оно должно быть четким и понятным для всех, – сказал кандидат Георгий Полтавченко.

– В кратчайший период нам напомнили наши права. Мы же петербуржцы, у нас есть свой шовинизм по этому поводу, – сказала кандидат Ирина Иванова.

– Воля народа — главный закон, – сказал кандидат Андрей Петров.

– Мы не лица кандидатов показали, мы показали лицо Горизбиркома, – очень тихо сказал кандидат Тахир Бикбаев.

А кандидат Константин Сухенко внезапно добавил остринку, сказав, что от его внимания не укрылось: ящики для стационарного голосования — прозрачные, а для выездного-то нет!

– В конце августа поступят в Петербург прозрачные ящики для выездного голосования, – утешил кандидата Алексей Пучнин. Но Сухенко на этом не остановился.

– Прийти на избирательные участки обязательно нужно, даже людям, которые не видят своего кандидата, которым кандидаты не нравятся, даже чтобы проголосовать против, – сказал Константин Сухенко. – Явка должна быть высокой. Если придет 20% горожан и на всю страну этот результат станет известен — вот это и будет позор.

– А как голосовать «против», если графы «против всех» нет? – удивился корреспондент «Фонтанки».

– Прийти на участки, вычеркивать не нравящихся кандидатов... – начал было «жириновец», но, как только среди прессы раздался шорох про недействительные бюллетени, тут же вырулил в тихие воды политического мейнстрима. – За неимением гербовой пишут на простой. Нет кандидата, который на 100% подходит, но есть тот, кто подходит на 80%. Можно снизить требования какие-то.

Между тем площадь перед сценой стремительно опустела. Только пара китайских туристов возбужденно обсуждала на родном языке «выставку оборудования для голосования». Избирательные комиссии, похоже, вынесли из избы все свои сокровища: оклеенный клеенкой с узором под дерево ящик для голосования 1980 года со скошенной крышкой, похожий на дачный мусорный контейнер ящик 1996 года и смахивающий на холостяцкий холодильник — 2007 года. Прозрачный ящик 2012 года на солнце казался чуть серым, а образец года 2014-го — пластиковый параллелепипед с белой крышкой — смотрелся на фоне старших собратьев как инвентарь из зоомагазина.

Китайцам, судя по всему, больше других понравился экспонат года 1970-го: самый маленький, деревянный, с облупившейся по углам красной краской и советским гербом на фасаде.

Венера Галеева,

«Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close