Автошколы Петербурга уже месяц не берут никого на обучение. Приказ Минобрнауки о новых программах в автошколах парализовал заведения этого типа по всей России. Новые условия автообразования, имеющие целью уменьшить коррупционность сферы, пока приводят только к закрытию школ. Эксперты советуют будущим водителям пока не записываться на курсы, чтобы не оказаться в положении "обманутых дольщиков".
В ноябре 2013 года вступила в силу новая редакция федерального закона о безопасности дорожного движения. Она ввела в обиход новые категории и подкатегории водительских удостоверений. После этого Минобрнауки по поручению правительства совместно с Минтрансом, МВД и Минздравом разработали 28 новых примерных программ обучения водителей, которые вступили в силу 12 августа нынешнего года. Программы меняют нынешнюю систему обучения. Появляются три курса:
- базовый цикл, включающий учебные предметы «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Основы управления транспортными средствами», «Первая помощь»;
- специальный цикл, включающий учебные предметы «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств определенных категорий (подкатегорий) как объектов управления», «Основы управления транспортными средствами определенных категорий (подкатегорий)», «Вождение транспортных средств определенных категорий (подкатегорий) для транспортных средств с механической либо автоматической трансмиссией»;
- профессиональный цикл, включающий учебные предметы «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом», «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Самый распространенный базовый цикл включает в себя большое количество часов на обучение — 86. На вождение государство отмеривает ученику 56 астрономических часов (по 60 минут) на механической коробке передач и 54 – на автоматической.
Последствия оказались непредсказуемы
Казалось, очередное изменение программы не повлечет за собой катаклизмов. Опасность крылась в «Материально-технических условиях реализации примерных программ». Автошколам предписано иметь автодром размером не менее 0,24 га. Меньшим злом на этом фоне выглядит необходимость иметь прицеп весом до 75 килограммов для занятий по желанию обучаемых.
Для больших городов типа Москвы и Петербурга вопрос с автодромами встал ребром. Найти во всех районах участки размером 0,24 га для автошкол, являющихся по факту коммерческими организациями, чиновники оказались не готовы.
«Мы просили участок у ЗСД. Там ничего нет, да и вряд ли кто-то захочет строить на нем что-то серьезное. Но нам отказали. Сказали, что земли федеральные. Нечего, мол, их разбазаривать», – рассказали «Водителю» в одной из автошкол.
Стоимость полностью соответствующего букве закона автодрома эксперты оценивают в сумму не менее 15 миллионов рублей. Это не просто заасфальтированная площадка. Фактически, по словам специалистов, он должен выглядеть как макет улицы со всеми возможными препятствиями: светофорами, железнодорожными путями.
Таких, по разным оценкам, 3 – 7 по городу и пара штук в области. Ответ на вопрос, что делать остальным, пытались около 2 – 3 недель назад разъяснить сотрудники ГИБДД, которые позвали на Профессора Попова (по этому адресу находится УГИБДД по Петербургу и Ленобласти. – Прим. ред.) представителей всех автошкол. «Нам сообщили, что мы можем использовать все законные методы, то есть, например, взять автодром в аренду на время», – сообщили «Водителю Петербурга» в сети школ «Балтик стар».
Несмотря на разъяснения, на данный момент ни одна из автошкол пока не получила заветную лицензию. Большинство ищут возможность реально или хотя бы на бумаге получить автодром. Другие, подав документы, ждут визита из ГИБДД. На рассмотрение документов закон отводит ведомству месяц. В экстренных случаях этот срок может быть увеличен.
Как сообщил «Водителю» зам начальника УГИБДД по Петербургу и области Александр Кузнецов, к вечеру 26 августа с 12 августа (когда организации могли официально подать документы) подали на перерегистрацию 10 автошкол. В пресс-службе ведомства отметили, что к середине дня 27-го это число уже достигало 25 – 30, и оно постоянно увеличивается.
Ведомство также отмечает, что всего по городу и области чуть более 100 школ. Те, кто подал заявление на обучение до 12 августа и попал в группы, будут сдавать по старому положению.
На вождение пока лучше не записываться
Радужную картинку постепенного перехода на новые рельсы портит мнение «осчастливленных» автошкол. «Эта история была ожидаема. Все знали, что готовится новая программа. Пришел день и час (12 августа. — Прим. ред.), и без переходного периода все, бац, с завтрашнего дня должны иметь новую лицензию. Лицензии ни у кого нет. Все побежали выяснять, что и как. К настоящему моменту народ худо-бедно начал шевелиться и собирать бумажки, – описывает реакцию противоположной стороны автоэксперт, преподаватель автошколы "Нево-Класс" Дмитрий Попов. – Половина автошкол говорят: да ну, не буду заниматься этим бизнесом. Где взять поляну в 24 сотки, которую надо предъявить, да еще и с перекрестком? Группы не регистрируют. Мы записываем людей, которые хотят у нас учиться, в журнальчик и говорим, что 6 сентября их будут обзванивать, если 6 сентября будут документы. Мы не обманываем. А если кого сейчас и берут на обучение, то это обман, кидок. Не факт, что у школы будет лицензия. С людей соберут деньги, а дальше деньги им отдавать не будут и на экзамен не поведут. Они окажутся в состоянии "обманутых дольщиков". ГАИ без экзаменов простаивают, инструктора без работы простаивают. Они сейчас просто разбегутся в другие сферы деятельности: в маршрутки, еще куда-то. Потому что кушать надо. Что получим на финише? Количество автошкол сократится примерно в два раза. Ценник подпрыгнет выше уровня здравого смысла. В автошколы нарисуется при высокой цене очередь. Все будет так, как было в старые года».
По словам эксперта, в Москве Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) совместно с другими представителями отрасли написали письмо президенту и премьеру с просьбой ввести переходный период, когда будут действовать лицензии и старые, и новые. Пока ответа нет. Как нет и реакции властей на то, что с середины августа Петербург недополучает 400 водителей.
«Мы объездили несколько районных властей с просьбой об участке. Все пожимают плечами. Нужен либо чемодан денег, либо связи. Но и это может не помочь. Бесхозной земли нужной площади практически нигде нет, – говорят представители одной из автошкол на условиях анонимности. – Для нас реальная перспектива — разорение. Может, инструкторов заберут школы-монстры, которые выплывут после этого катаклизма».
«У нас есть автодром. Он уникальный по своей оснащенности. И, в принципе, мы могли бы брать учеников других школ на обучение. Но пока приходили только люди, которые хотели только галочку о прохождении площадки в бумагах, – отмечает Попов. – Есть свой автодром и у автошколы Ваймера в Сестрорецке. Но против нее играет дальнее месторасположение». Как сообщили в организации, они уже подали документы и надеются заработать в сентябре.
Ждут перерегистрации и в сети «Мустанг». Они, как сообщил «Водителю» референт, записывают на сентябрь. Эти надежды подкрепляются наличием автодрома.
«Мы тренируемся на заброшенной площадке на проспекте Металлистов. Она вполне пригодна для автодрома. Может, обратимся с просьбой к городу», – сообщили в школе «Кристалл».
Правда, скептики уверяют, что большинство автодромов, о которых говорят школы, – просто площадки с подъемниками. Но вроде ГИБДД готово принимать и их, лишь бы не оголить фронты образования.
«Как бы действовал я на месте города? – предлагает Дмитрий Попов. – Я бы выгородил где-то в Шушарах, например, большую поляну, на ней бы поставил автодром от имени города и разрешил бы всем инструкторам туда приезжать. А то уже сейчас мы – город призраков автошкол. Целый набор призрачных автошкол. Они вроде есть, и их нет».
P.S. Если кратко описывать идею всех нововведений, касающихся автошкол, задумка состоит в том, чтобы полностью отдать им выпуск водителей. Если идея чиновников будет реализована, принимать экзамен на права будут в самих учебных заведениях. Сотрудникам ГИБДД останется лишь контролирующая функция. Делается это для того, чтобы уменьшить коррупционную составляющую. Правда, у некоторых экспертов эта история вызывает ассоциации с отменой гостехосмотра.