Госфильмофонд отказал «Ленфильму» в передаче авторских прав на «золотую коллекцию», в которую входят такие картины, как «Свадьба в Малиновке» или «Полосатый рейс». Права были утеряны в ходе реорганизации «Ленфильма» в 2003 году. Руководство киностудии готовит обращение к президенту с просьбой помочь в получении доходов, которые помогли бы компании возродиться из пепла. По оценкам гендиректора, речь может идти о 150 млн рублей в год.
Госфильмофонд отказался передать «Ленфильму» права на показ снятых на студии до 1993 года кинофильмов. Как сообщил в письме министру культуры глава Госфильмофонда Николай Бородачев, решение основано на том, что киностудия «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов». В Госфильмофонде утверждают, что созданное в 2003 году ОАО «Ленфильм» – лишь часть той самой советской киностудии, а основной костяк вошел в «Госфильмофонд» под названием «Фильмофонд студии «Ленфильм».
Генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин заявил, что руководство киностудии не остановит отказ федеральной структуры. «Заявление, что нынешний «Ленфильм» – «шарашкина контора», созданная в 2003 году, несправедливо, сегодня мы занимаемся восстановлением киностудии и основные проблемы уже решили. Здесь было снято около 1700 картин, и права на них принадлежат нам. Крупные мировые киностудии могут себе позволить запускать дорогостоящие кассовые фильмы именно благодаря таким правам на показ», – говорит он и добавляет, что намерен жаловаться президенту.
Пичугин признает, что отказ Госфильмофонда стал для киностудии неожиданностью: «Мы ожидали, что со стороны Госфильмофонда будут лояльность и встречное движение. Ранее руководство учреждения обещало рассмотреть возможность передачи прав на коллекцию».
В коллекцию, за которую так борется «Ленфильм», входят широко известные «Человек-амфибия», «Золушка», «Полосатый рейс», «Свадьба в Малиновке», «Двадцать дней без войны», «Начальник Чукотки», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Петр Первый», «Белое солнце пустыни», «Синяя птица», «Собачье сердце».
Эдуард Пичугин считает, что за демонстрацию этих картин «Ленфильм» может получать до 150 миллионов в год. Эти деньги стали бы серьезным подспорьем в финансовых делах киностудии. ОАО «Ленфильм» на 100 процентов принадлежит Росимуществу. Уставный капитал составляет 105,498 млн рублей. По итогам 2011 года убытки ОАО составили 29,445 млн рублей, в 2012 году – 27,9 млн рублей, а в 2013-м достигли 40 млн рублей.
«Разработанный Минкультом проект возрождения киностудии предполагал использование средств от показа «золотой коллекции». Эти средства предполагалось вкладывать в запуск производства новых кинофильмов. По проекту в первый год киностудия должна была запустить 5 кинофильмов, во второй – 10 кинофильмов, в третий – 15. На сегодня права на показ фильмов нам до сих пор не переданы, поэтому за год мы смогли запустить всего 3 кинофильма. А ведь когда-то «Ленфильм» запускал до 60 фильмов в год», – сказал «Фонтанке» руководитель киностудии.
Проект возрождения киностудии, о котором говорит Пичугин, был принят Минкультом в 2012 году и предусматривает несколько источников финансирования. В первую очередь это банковский кредит на ремонт киностудии и техническое перевооружение. В ноябре 2013 года он был выдан «Ленфильму» на эксклюзивных условиях: 1,5 миллиарда рублей на 10 лет под 100%-ную государственную гарантию.
Второй строкой доходов в проекте Минкульта как раз и значатся доходы от показа «золотой коллекции». Предполагалось, что эти средства будут направлены на запуск новых кинопроектов и обучение персонала. Пока права не переданы, «Ленфильм» финансирует запуски производства за счет сдачи съемочных площадей в аренду.
«Сегодня перед нами стоит задача наладить собственное производство. Но пока у нас нет средств на съемки десятка и более картин в год, мы предоставляем павильоны для чужих картин. За право арендовать наши съемочные павильоны идет настоящая борьба. На наших площадях снимаются «Екатерина» и несколько других проектов. Готовятся съемки фильма Алексея Учителя «Матильда», – рассказал Пичугин.
На сегодня портфель «Ленфильма» сформирован кинопроектами на 3 года вперед. «У редактора в портфеле 15 проектов», – сказал Пичугин. На киностудии снимается современная мелодрама Ильи Северова с рабочим названием «Трек», на монтаже находится сказка «Рыжий лис», срежиссированная Александрой Стрелиной. Готовятся съемки исторического фильма по повести Леонида Юзефовича «Контрибуция» режиссера Сергея Снежкина. Следующим проектом будет киноальманах «Петербург. Категория чувств». В съемках десяти короткометражных новелл примут участие 5 российских режиссеров (в том числе Федор Бондарчук, Авдотья Смирнова и Тимур Бекмамбетов) и 5 западных кинематографистов.
По словам гендиректора киностудии, основные трудности в работе кинокомплекса сегодня решены: отремонтированы крыши, ремонтируются фасады и производственные помещения.
«Мы не стремимся провести полный ремонт всей киностудии: в ее составе здания и сооружения, расположенные на площади 4 гектаров, котельная, подстанция… Речь идет о ремонте основных производственных помещений, на который мы в сумме собираемся потратить не более 300 млн рублей. Основная часть средств – 12 млн евро – пойдет на закупку нового оборудования, половина из которого – это светобаза, съемочное оборудование, грим. Другая половина – оборудование для периода постпродакшн: монтаж отснятого материала, озвучка и так далее», – пояснил руководитель «Ленфильма».
Генеральный директор «Госфильмофонда» Николай Бородачев не захотел комментировать отказ передавать «Ленфильму» права на фильмы коллекции. «Публикуйте без комментария», – сказали корреспонденту «Фонтанки» в его приемной.
Около года назад член совета директоров киностудии Федор Бондарчук обратился к председателю Союза кинематографистов России Никите Михалкову за помощью в возврате «Ленфильму» прав на коллекцию. Генеральный директор и председатель правления ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» Карен Шахназаров тогда выразил мнение, что средства от показа коллекции могут сыграть значительную роль в возрождении киностудии. Когда Шахназаров возглавил крупнейшую студию в стране, отчисления от показа коллекции составляли до 80% от ее годового бюджета. Вся реконструкция столичной студии и модернизация оборудования проводились благодаря коллекции. Сегодня коллекция обеспечивает около 25% доходов годового бюджета. «Мосфильм» мог бы обойтись без прав на свою коллекцию, но в этом случае Шахназарову пришлось бы серьезно сокращать программы киностудии.
Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»