Главный редактор «Коммерсанта – Петербург» Андрей Ершов и корреспондент «Новой газеты в Петербурге» Александра Гармажапова, написавшие о юридической лазейке, которая позволяет жителям Адмиралтейского района проголосовать как минимум дважды на выборах, сами нарушили закон и могут быть привлечены к ответственности. Так считает глава Горизбиркома Алексей Пучнин. Во всяком случае, их ждет преследование, если Следственный комитет подтвердит факты, изложенные в их статьях. Если СК не подтвердит — их могут привлечь за клевету. То есть в любом случае журналисты, следящие за чистотой выборов, окажутся в проигрыше.
В действиях журналистов, проголосовавших дважды на выборах губернатора Петербурга, могут содержаться признаки правонарушения, предусмотренного статьей 5.22 КоАП РФ (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня), заявил журналистам глава избирательной комиссии Петербурга Алексей Пучнин во время своей поездки в администрацию Фрунзенского района. По его мнению, вина в данном случае лежит на обеих сторонах конфликта — и на работниках ТИКа, которые это допустили, и на самих сотрудниках изданий, не предупредивших комиссии, что они уже голосовали.
По словам Пучнина, в первом случае голосование дважды стало возможным из-за того, что сотрудники территориальной избирательной комиссии неправильно написали фамилию журналистки. Что касается Андрея Ершова, чью фамилию сложной не назовешь ни при каких обстоятельствах, то ситуацию с ним Пучнин оказался не готов комментировать, потому что заявление поступило позже и избирательная комиссия не успела в нем разобраться.
Напомним, на прошлой неделе корреспонденты «Коммерсанта» и «Новой газеты» провели свое исследование — может ли один горожанин проголосовать дважды на досрочных выборах в разных избирательных комиссиях. Жертвой эксперимента пал Адмиралтейский район, где голосование проходило одновременно по семи адресам — в Территориальной избирательной комиссии № 1, расположенной в районной администрации, и в шести избиркомах муниципальных образований. ТИК готов был работать со всем населением, вне зависимости от МО.
Во избежание двойного голосования, по идее, избирательные комиссии должны оперативно обмениваться информацией о проголосовавших, но почему-то в отношении журналистов система дала сбой. Оба сначала посетили ТИК, а потом пошли в избирательные комиссии МО, где им снова выдали бюллетень для выборов губернатора. «НоГа» изучала честность выборов в МО «Измайловское», а «Ъ» – в МО «Коломна».
После выхода материалов Горизбирком оперативно решил проблему — закрыл избирательные комиссии в муниципалитетах и подал заявление в Адмиралтейский отдел Следственного управления СК РФ с просьбой проверить факты, изложенные в материале Гармажаповой. Как рассказали «Фонтанке» в комиссии, теперь они ждут реакцию Следственного комитета. Ведомство должно установить правдивость репортажей и понять, есть ли в случившемся признаки какого-нибудь уголовного деяния. Кроме того, собеседник в ГИК не исключил, что если СК не найдет подтверждения материалам, Горизбирком будет добиваться их опровержения.
Одновременно с этим, по информации «Фонтанки», заявление в полицию на действия Гармажаповой подал ТИК № 1. В субботу, 6 сентября, по месту прописки корреспондента «Новой» постучал полицейский с требованием дать объяснения по «неоднократному голосованию» и незамедлительно явиться в УМВД по Адмиралтейскому району. Как рассказала журналистка «Фонтанке», следователь мало интересовался вопросом, кто создал лазейку для многократного голосования. Зато весь разговор строился вокруг ее действий. «Меня опрашивал следователь, который занимается угонами и кражами. Он искренне не понимал, зачем его поставили на «административку». Но зато постоянно спрашивал, понимала ли я, что нарушаю закон, есть ли в Законе «О СМИ» нормы, которые позволяют для журналиста декриминализировать подобные нарушения, и прочее», – заявила она.
Отметим, по закону повторная выдача и получение бюллетеня караются небольшими штрафами — от 2 до 3,5 тысячи рублей для членов избиркома и от 1,5 до 3 для избирателя. Однако в законоприменительной практике России еще не было случая, когда журналиста карают за деяние, совершенное pro bono publico (ради общественного блага).
Андрей Ершов пока не готов развернуто комментировать перспективу административного преследования. «Фонтанке» он заявил, что разбираться в ситуации будет после консультаций с юридической службой. Что касается «Новой», то редакция готова «биться до посинения». «Мою позицию можно охарактеризовать так — ни рубля ни Горизбиркому, ни государству. У меня не было намерения нарушать закон. Я действовала в рамках Закона о СМИ и Конституции РФ, которая разрешает журналисту запрашивать, получать и распространять информацию о государственных органах», – сказала Александра Гармажапова.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"