Смольный обещает открыть проезд по пока не существующему продолжению набережной Макарова (между съездом с ЗСД и Серным островом) весной 2016 года, когда «Магистраль Северной столицы» откроет центральный участок ЗСД. «Фонтанка» пыталась понять, как за полтора года можно закончить проектирование, пройти экспертизу, решить вопросы с владельцами земель, провести конкурсы по выбору подрядчиков, проложить дорогу по берегу, по намыву, которого еще нет, построить мост и эстакаду.
Строительство продолжения набережной Макарова разбито на три очереди: от существующей набережной Макарова до перспективного моста через Серный остров; от моста через Серный остров до Адмиральского проезда; от Адмиральского проезда до съезда с ЗСД.
Как стало известно «Фонтанке», проектирование первой очереди, в составе которой есть мост через реку Смоленку, приостановлено. Во-первых, этот участок больше всего будет востребован при наличии моста через остров Серный. А поскольку сроки строительства моста неизвестны, то и сроки возведения участка набережной не определены. В связи с этим Смольный временно отложил планы по этому участку. Во-вторых, по информации «Фонтанки», у правительства есть вопросы к качеству проектной документации по этой очереди, созданием которой до сих пор занималась компания «Инжтехнология» по контракту стоимостью 6,1 млн рублей (срок по нему истекает 15 декабря 2014 года).
Открытие проезда по второй-третьей очереди (от моста через остров Серный до съезда с ЗСД) ожидается одновременно с открытием центрального участка ЗСД – во втором квартале 2016 года. Об этом в начале сентября «Фонтанке» сообщал начальник отдела проектирования КРТИ Андрей Шашков. То же самое сообщила 12 сентября пресс-служба комитета.
Проектированием второй-третьей очереди занимаются «Ленгипроинжпроект» и институт «Трансэкопроект» (субподрядчик). Общая стоимость проектирования – около 100 млн рублей. Срок – 31 марта 2015 года. В составе этих проектов – мост через бухту «Центра маломерного флота», эстакада вдоль территории завода «Алмаз», съезды с набережной на Адмиральский проезд, на проспект Кима и на Уральскую улицу (у развязки с мостом через Серный).
Набережная Макарова пройдет частично по берегу, частично – по намывной территории, частично – на эстакадах. Окончательный вариант будет определен после экспертизы. В КРТИ «Фонтанке» сообщили, что планируют отправить проекты в экспертизу в октябре 2014 года и до конца года получить положительные заключения по каждому из них. В начале 2015 года КРТИ планирует выбрать подрядчиков и сразу начать строительство. Открыть движение – весной 2016 года. Сдать в эксплуатацию – в первом-втором квартале 2017 года.
«Перед проектировщиками стоит задача выполнения директивных сроков при подготовке проекта организации строительства по объекту, что является одним из важных аспектов выбора определенных технических решений. Сроки увязаны со сроками строительства ЗСД», – сообщили в КРТИ.
Между тем территория, по которой пройдет набережная Макарова, застроена достаточно густо. Если верить «Викимапии», на берегу, с запада на восток, находятся как минимум 20 объектов, среди которых гаражный кооператив «Шторм», центральная водно-спасательная станция ГКУ «Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга», гипермаркет «Лента», «Василеостровский грузовой терминал», очистные сооружения, ОАО «Морской завод «Алмаз», место захоронения декабристов (на территории «Алмаза») и многие другие. С полным списком можно ознакомиться здесь.
В КРТИ считают, что решение имущественных вопросов не затянет строительство, поскольку большинство расположенных там объектов принадлежит городу. Говорить предметно в комитете не могут, пока проекты не прошли экспертизу. Но уже сейчас чиновники начали обсуждать изъятие земель и подготовку территории строительства. Между тем, стоит напомнить, что обсуждение стройки с заводом «Алмаз» велось с 2011 года – еще когда от Серного моста Смольный не отказался и хотел его построить к 2015 году. Представители завода тогда не хотели отдавать часть своей территории, в результате чего через несколько лет Смольный и решил построить там эстакаду.
Отметим, что продолжение проспекта Кима на север до набережной Макарова, скорее всего, пройдет по территории, на которой сейчас компания «Балтийский монолит» строит бизнес-центр «Докландс» (его обещают к 2017 году).
Выходит, что за полтора года Смольный хочет закончить проектирование, пройти экспертизу, провести заказы по выбору строителей, построить дорогу на берегу, на намывах, возвести эстакаду и мост. Но эксперты могут забраковать проекты, и их придется переделывать. Итоги конкурсов может отменить ФАС (сейчас это происходит с каждым вторым крупным дорожным заказом). Собственники участков могут упереться и не захотеть отдавать территорию.
«У меня ощущение, что это маниловщина, что просто они не успеют всего этого сделать, – считает депутат Заксобрания Борис Вишневский. – Все эти планы уже и так множество раз менялись, достаточно вспомнить мост через остров Серный, который заморозили. Нет единой стратегии. Меняется власть, меняются главы комитетов, меняются и планы. В результате все затягивается».