Петербуржцы проводили "Аврору" на судоремонтный завод в Кронштадте. Точную дату возвращения обновленного крейсера сегодня не готов назвать никто. Тем не менее, люди, которые последние несколько лет боролись "за живучесть корабля", в это воскресенье осторожно выдохнули. Теперь главная задача крейсера и его экипажа – пережить ремонт и вернуть "Аврору" на место ее вечной стоянки.
Утром 21 сентября акватория Невы у Петровской набережной опустела. Ровно в 10 утра, на глазах у высыпавших на набережные жителей города, буксиры Ленинградской военно-морской базы увели гордость российского флота в кронштадтские доки.
Стремительно покинув Северную столицу, и походя разрушив городскую легенду о своем бетонном основании, «Аврора» оставила после себя вопросы без ответов.
таймлапс прохождения "Авроры" по Неве
"Фонтанка"
Пресс-конференция должностных лиц, ответственных за судьбу «Авроры», прошедшая в четверг в Центральном военно-морском музее, больше походила на индийское кино, чем на официальное информационное событие. Военные чиновники во главе с начальником управления культуры Минобороны России Антоном Губанковым пели и танцевали, славословя предмет беседы.
«Мы имеем дело с символом русского флота XX века. По-прежнему крейсер «Аврора» – это больше, чем музей», – заявил журналистам Антон Губанков, уклонившись от ответа на вопрос, а что именно увидят после ремонта посетители обновленной «Авроры».
Кардинально разошлись и оценки участников недавней пресс-конференции о сроках возвращения «Авроры» петербуржцам. Глава управления культуры Минобороны выразил надежду, «…что в год 60-летия Центрального военно-морского музея, в 2016 году, крейсер займет свое место на стоянке».
В отличие от него, и.о. директора ОАО «33 СРЗ» (головного исполнителя работ по ремонту крейсера) Илья Самарин четко заявил, что через 45 суток «Аврору» вернут к Петроградской набережной. «Новодела не будет. Мы выполним обычный ремонт подводной части корабля, замену арматуры 1987 года», – сказал он.
Предельно краток был и командир ЛенВМБ Олег Журавлев, чей экипаж сегодня несет службу на корабле. Военные моряки обеспечат безопасную буксировку «Авроры» в Кронштадт и обратно, будут контролировать ход ремонтных работ и принимать качество их исполнения у заводчан, согласно техническому заданию.
К сожалению, в этом техническом задании о реэкспозиции музейной составляющей музея нет ни слова. Непосредственный подчиненный Антона Губанкова, директор ЦВММ Руслан Нехай, вместе с тем, оптимизма не теряет. По его словам, «на обновление музейной экспозиции крейсера «Аврора» будет выделено около 23 млн рублей». Когда и кем, Нехай, к сожалению, пояснить журналистам не смог. Но рассказал, что музей уже потратил за пять дней 400 тысяч рублей на вывоз экспозиции с борта крейсера.
Сколько денег военно-морскому музею стоило танцевально-песенное шоу, которым утром 21 сентября Антон Губанков провожал «Аврору» в Кронштадт, также осталось неизвестным.
И все же буксировка корабля на завод – событие знаковое не только для горожан, но и для небольшой группы людей, которые точно могут сказать, что снилось "Авроре" последние годы.
Сегодня многие из тех, кто имеет отношение к тому, что Петербург чуть было не лишился одного из своих символов, носят приставку экс. В 2009 году бывший главком флота во исполнение просьбы бывшего полпреда СЗФО приказал бывшему командиру военной "Авроры" провести на борту vip-банкет, на котором присутствовала бывший губернатор Петербурга. После скандала бывший министр обороны вычеркнул крейсер из состава флота, и корабль тоже приобрел статус трех букв.
В 2011 году, когда "Аврору" покинул военный экипаж, над ней начали издеваться активисты-анархисты, проникая на беззащитный борт и водружая на мачту Веселого Роджера. В 2012-м появилась информация о том, что корабль дал течь, и вскоре после этого на встрече нового губернатора Петербурга и нового министра обороны было озвучено решение о возвращении "Авроры" в состав флота и подготовке к ее ремонту.
"Фонтанка.ру"
Крейсер "Аврора" покинул место своей вечной стоянки и отправился на доковый ремонт на Кронштадтский морской завод. "Фонтанка" в прямом эфире следила за буксировкой корабля. Как это было – смотрите на нашем сайте видео и текстовую трансляцию.
14:49
Операция по буксировке завершена!
Крейсер "Аврора" установлен в док Велещинского.
14:20
Готовится операция по разворачиванию крейсера, чтобы завести его в док кормой.
14:08
Корабль вошел в гавань Кронштадта. В настоящий момент буксиры готовятся к тому, чтобы развернуть "Аврору". В док Велещинского она будет заходить кормой, – сообщает пресс-служба ЗВО.
13:59
Мы приближаемся к завершению похода.
В эти минуты "Аврора" входит в Лесные ворота Средней гавани Кронштадта.
"На борту был сыгран сигнал учебной тревоги, экипаж готовится отдать швартовы, все заняли свои места согласно боевому расписанию", – ЗВО
13:56
Ищем для вас свежие кадры в соцсетях, а их больше и нет. Даже Твиттер подуспокоился, а то картинки, как горячие пирожки, каждую секунду появлялись, действительно, сотни тысяч пришли посмотреть. Кстати, пока нет официальных данных по числу зрителей, но мы ждем, что в ближайшее время количество мы все-таки узнаем.
Удивительно, что при такой активности хэштег #аврора не вышел в топ даже в петербургском сегменте.
13:41
Обратите внимание на фоторепортаж к трансляции, у нас появилось много свежих кадров с борта "Крейсера", за возможность первыми показать уникальные снимки благодарим пресс-службу ЗВО.
13:35
Кронштадт встречает крейсер малой авиацией.
"Сейчас над нами летают три легкомоторных самолета и два вертолета", – рассказал "Фонтанке" представитель Западного военного округа Андрей Краснобаев с борта "Авроры".
13:27
"Аврора" подходит к Кронштадту. Через полчаса ожидается заход в порт.
У них на борту все по расписанию:
"Экипаж пообедал. "Зайцы" пока не заработали", – сообщают с моря.
13:22
"Аврора" город покинула, мосты давно свели, движение восстановили, но рваться автомобилистам в центр настоятельно не рекомендуем. Там еще много чего ожидается. С полным списком можно ознакомиться тут.
А визуально это выглядит так:
13:07
Готов еще один сюжет наших корреспондентов об отправке:
Олег Мясоедов
Все видео можно посмотреть здесь.
12:50
Помимо "Авроры", которая, несомненно, сегодня новость №1, в городе происходит еще много чего. Кран упал, к примеру. Будьте внимательны, и так сложно объехать центр, так еще и Академика Павлова временно закрыли.
12:36
По обоим бортам крейсера – более 50 яхт и катеров под парусами. Настоящий парад парусов, – сообщают с "Авроры".
Вид с крейсера:
Картинок с моря крайне мало, к сожалению, в заливе плохо со связью, но мы для вас нашли. Как раз с одного из судов "почетного эскорта".
12:32
Для тех, кто с нами: ориентировочное время входа "Авроры" в док – 15 часов. До тех пор крейсер будет следовать по маршруту вдоль Санкт-Петербургского морского канала, затем через Лесные ворота в Лесную гавань Кронштадта.
Однако в пресс-службе ЗВО сообщили, что переход идет с опережением графика на 15 минут. К Кронштадту крейсер подойдет около 14 часов.
12:29
Меж тем "Аврора" идет по заливу. Все штатно. Эскорт из маломерных судов на месте.
Буквально 10 минут назад, как передают очевидцы, с борта одного из катеров был дан салют. Несколько залпов фейерверка отправились в небо.
12:24
Еще готовы кадры с вертолета:
12:14
"Аврора" продолжает продвижение по Финскому заливу. Из графика не выбивается.
11:57
Еще немного про "зайцев". Читатель "Фонтанки" Андрей Смирнов прислал фотографию "ушастых" в трубе:
В пресс-службе Западного военного округа уверяют, что никаких костюмов у задержанных нет, подозревают фотошоп.
11:52
Спасибо тем, кто остается с нами! Мы будем с "Авророй" до самого дока имени Велещинского.
Читаем тех, кто читает нас:
11:50
"Аврора" вышла в Финский залив, – ЗВО.
11:43
Тем временем на капитанском мостике:
11:42
Вот такие вот "зайцы". Те самые, которых поймали на "Авроре". Вид со спины:
11:30
Смотрите на "Фонтанке" уникальные кадры, снятые с воздуха:
11:23
Предлагаем развеять тоску от прощания с "Авророй" песней в исполнении Дмитрия Шагина. Про нее, родимую. Хард-версия. Альбом "Митьковский Питер-2004". (Жмем на картинку, слушаем песню):
Митьки
11:15
"Аврору" уже близко к заливу сопровождают катера, лодки и пароходики.
Как передают с борта крейсера, соседи подначивают, кричат "Пушку заряжайте!".
Из официальных сводок ЗВО: все по плану.
11:12
Тем временем на борту:
11:02
В акватории порта борт "Авроры" покинули лоцманы Волго-Балта. Сейчас корабль проходит неподалеку от намывных территорий.
10:58
На "Авроре" задержали "зайцев"!
Двое парней засели в трубе воздухозаборника. Говорят, прятались еще с ночи. Поймал их лично председатель клуба подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин, ему позвонили журналисты, которые нашли прямую трансляцию неизвестных с борта. И в этот момент парни буквально выскочили из трубы.
Экипаж нарушителей задержал и отвел в "карцер". На самом деле, чаем поят.
10:55
Пока крейсер готовится войти в Морской канал, мы предлагаем вам посмотреть небольшую подборку фотографий, сделанных зрителями прохождения "Авроры" по Неве:
10:47
Найдено на просторах Интернета. Прекрасное короткое видео прохождения "Авроры" под Дворцовым мостом:
Оригинал видео
10:40
"Аврора" выходит в акваторию Большого порта "Санкт-Петербург". Мосты пройдены строго по графику.
"Когда проходили под Благовещенским мостом, какие-то три девочки, которые смогли пробраться на мост, кричали "Аврора", возвращайся!". "Было трогательно", – рассказывают нам очевидцы, находящиеся на борту крейсера.
Крейсер проводили гудками с воды и с суши – все десятки судов, находящиеся в настоящий момент на Неве, и все машины на набережных одновременно засигналили.
10:38
Тем временем крейсер миновал Сенатскую площадь
10:36
"Аврора" и юмор горожан. Говорят, "свистнули" корабль с набережной:
10:32
Самый сложный этап пройден – "Аврора" прошла Дворцовый мост.
С борта передают: "Все успешно, системы и механизмы работают нормально, график буксировки выдерживается точно, настроение у экипажа отличное. Сотни тысяч горожан машут руками крейсеру, моряки с борта машут в ответ", – ЗВО.
Видео YouTube Владимир Гроднов
10:29
Начинается сложный этап буксировки – "Аврора" вплотную подошла к Дворцовому мосту.
10:27
К слову, не все знают, что исторический выстрел "Аврора" произвела вовсе не от Петроградской набережной, где находится ее вечная стоянка, а от набережной Лейтенанта Шмидта. Там есть даже памятный знак. Недалеко от этого места тоже толпы горожан:
10:20
"Аврора" успешно прошла Троицкий мост. Сейчас крейсер выходит на середину Невы, чтобы занять курс на Дворцовый мост, – ЗВО.
10:15
Зрителей так много, что некоторые уже залезли на деревья на набережных. Полиция, похоже, снимать их с лучших точек обзора не спешит.
10:14
"Аврора" подходит к створу Троицкого моста. Проход запланирован через 4 минуты, – ЗВО.
10:10
Вдоль набережных встречать "Аврору" вышли сотни горожан. Фото от Дворцового моста:
10:04
"Аврору" начали разворачивать для прохода под Троицким мостом, – сообщает представитель ЗВО с борта крейсера.
10:03
Дворцовый мост готов
10:00
С этой минуты официально начинается плавание "Авроры"
9:57
Тем временем, для прохода "Авроры" уже развели три моста. Самым сложным, по словам специалистов, является прохождение под Дворцовым, надо пройти в фарватере шириной всего 30 метров.
Сводить мосты, напомним, будут по мере прохождения крейсера.
9:54
Некоторые могут заметить небольшой крен на левый борт, но в пресс-службе ЗВО нас заверили, что это нормальная ситуация из-за того, что в ту сторону корабль тянут буксиры. Как только "Аврора" окажется на фарватере, она выровняется.
9:47
С борта "Авроры" передают, что корабль начали оттягивать в сторону фарватера.
9:45
С берега сотни пришедших машут руками кораблю. Впрочем, в плавание "Аврора" должна отправиться строго в 10 часов.
9:42
На берегу прощаются с кораблем, затянули "Что тебе снится, крейсер "Аврора".
А мы вам напоминаем, что ваши фотографии и видео с отправки "Авроры" на ремонт, а также других интересных городских событий, вы можете отправлять нам в редакцию через специальную форму, расположенную здесь.
9:39
В этот момент буксиры завели швартовые концы на буксиры, экипаж отдает швартовы, которые связывали крейсер с бочками. Таким образом, корабль больше ничем не связан с берегом. «Аврора» готова к движению, – сообщили в пресс-службе ЗВО.
Проведена контрольная проверка всех механизмов, командир корабля доложил руководителю буксировки о готовности к началу движения.
9:31
Буксиры заведены, на берегу собрались гости, нахимовцы, горожане, приехавшие специально, чтобы посмотреть на историческое событие:
9:26
«Аврора» уже связана с тремя буксирами, которые будут сопровождать корабль все 40 километров до дока. Тащить крейсер будут два мощных буксира и два вспомогательных. Основные сложности при прохождении составляют три моста, а также отмели. Несколько дней назад Нева была обследована гидрографами и размечена специальными буями. Проводку будут осуществлять лоцманы Волго-Балта.
На кадрах, полученных с борта, утреннее построение экипажа, подъем флага и постановка задачи на день:
8:36
Пока возле крейсера "Аврора" нет большого скопления людей, только наряды полиции, готовящиеся к трансляции и освещению события журналисты, представители Министерства обороны. Однако церемониальная часть начнется буквально через час. Отправлять крейсер на ремонт придут первые лица города, моряки, нахимовцы:
8:07
Уже в восемь часов утра рядом с "Авророй" собираются журналисты:
Немного о технических параметрах судна, также о том, как будет пролегать ее сегодняшний путь до дока, вы можете узнать из нашей инфографики:
На доковый ремонт легендарный крейсер отправляется впервые за 30 лет, в предыдущий раз была полностью заменена подводная часть. В ходе подготовки корабля к ремонту в 2013 году водолазы обследовали заборную арматуру и остались довольны ее состоянием, даже несмотря на то, что за прошедшее с 1984 года время "Аврора" по плану должна была еще два раза пройти техобслуживание на ремонтном заводе. Предлагаем вашему вниманию уникальные подводные съемки:
В доке имени П.И. Велещинского на территории Кронштадтского морского завода крейсер проведет, как минимум, 45 суток. По крайней мере, таков проплаченный по госконтракту срок. Как будут развиваться события дальше ― покажут исследования. До настоящего времени специалисты располагают информацией, полученной при последнем обследовании подводной части корпуса, произведенной в 2013 году. Конкретные слабые места будут выявлять в процессе дефектации ― налет смоют, проведут ультразвуковое исследование, снимут заглушки. Уже сейчас, по словам врио гендиректора «33 судоремонтный завод» (им достался контракт) Самарина, понятно, что необходимо обновить место стыка цельной и клепаной частей.