Петербуржцам в ноябре не придется платить за капремонт домов по ставке 2 рубля с «квадрата». Как выяснила «Фонтанка», Смольный не успеет выбрать банк для аккумулирования средств, т. к. жилищный комитет слишком поздно направил в ЗакС законопроект о проведении конкурса. Некоторые источники говорят, что эта ситуация – один из раундов аппаратной борьбы главы жилкомитета Шияна с Фондом капремонта, который ориентируется на вице-губернатора Лавленцева.
Петербуржцы могут вздохнуть свободно: в ноябре, скорее всего, не придется платить за капитальный ремонт домов по ставке 2 рубля с 1 «квадрата». Как выяснила «Фонтанка», Смольный может не успеть выбрать банк для аккумулирования средств граждан, так как жилищный комитет слишком поздно направил в ЗакС законопроект о проведении конкурса. Некоторые источники говорят, что эта ситуация – один из раундов аппаратной борьбы главы жилкомитета Валерия Шияна с фондом капремонта, который ориентируется на вице-губернатора Владимира Лавленцева.
С 1 ноября петербуржцы должны будут вносить ежемесячные платежи за капитальный ремонт своих домов. В 2014 году ставка составит 2 рубля с 1 кв. м общей площади квартиры, и за два месяца Смольный рассчитывает получить около 300 млн рублей, которые будут потрачены в 2015 году вместе с 7 млрд бюджетных денег. Однако, как выяснила «Фонтанка», горожане, возможно, получат отсрочку от исполнения новой коммунальной повинности – из-за ведомственных разногласий и бюрократической нерасторопности.
Согласно федеральному законодательству, за сбор средств, выбор подрядчиков и приемку работ должен отвечать региональный фонд капитального ремонта, подконтрольный местным властям. Соответствующую организацию в 2013 году создал и Смольный. Однако у нее возникли разногласия с жилищным комитетом, который ранее курировал вопросы капремонта вместе с районными администрациями. В итоге нескольких раундов подковерной борьбы, о которой рассказывала «Фонтанка» (http://www.fontanka.ru/2013/11/27/140), ведомству удалось добиться, чтобы 2014 год стал переходным, когда за проведение конкурсов и приемку работ по-прежнему отвечают районы. Официально необходимость переходного периода в жилкомитете объясняют тем, что сотрудникам фонда нужно время, чтобы освоиться в системе ЖКХ, понять специфику капитального ремонта жилых домов и т. д.
Чтобы не нарушить федеральное законодательство, фонд выдает доверенности местным чиновникам, которые уже заключают договоры и подписывают акты приемки работ. Впрочем, межведомственные противоречия все равно дают о себе знать. После приемки работ администрации направляют документы в фонд, где в них постоянно находят ошибки и отправляют обратно. После того как все документы утверждает фонд, они поступают в жилищный комитет, где также выявляют недочеты. Из-за этого возникли задержки с перечислением денег подрядчикам: так, на середину августа капремонт был выполнен в 642 домах из 1350, но на 100%-ную оплату были поданы только 14 комплектов документов.
Отметим, что глава фонда капремонта Дмитрий Локтаев принадлежит к команде профильного вице-губернатор Владимира Лавленцева, в то время как глава жилищного комитета Валерий Шиян пришел в Смольный до Лавленцева и имеет прямой выход к губернатору Георгию Полтавченко благодаря совместной работе в налоговой полиции в 1990-е годы.
Теперь, помимо подрядчиков, которые месяцами ждут деньги за выполненные работы, эта межведомственная борьба может коснуться и простых жителей. Чтобы начать аккумулировать деньги граждан, фонд капремонта должен выбрать через конкурс банк. В соответствии с федеральным законодательством местные власти должны принять соответствующий нормативный акт, регламентирующий проведение подобных конкурсов. За его подготовку отвечал жилищный комитет, но почему-то представил его в ЗакС только в конце июня, накануне парламентских каникул.
В итоге 25 июня депутаты приняли его в первом чтении и благополучно разъехались по курортам. При этом голосование проводилось в такой спешке, что законопроект даже не прошел через процедуру обсуждения на заседании профильной комиссии по городскому хозяйству, что, как указано в материалах ЗакСа, является нарушением регламента. После каникул народные избранники собрались 17 сентября, но вынести документ на второе чтение не успели. На заседании 24 сентября состоится инаугурация Георгия Полтавченко, поэтому теперь принять закон смогут только 1 октября, после чего его еще должен подписать губернатор. Но и это еще не все: прежде чем объявить конкурс, фонд капремонта должен отсчитать 10 дней с момента официальной публикации закона.
В настоящее время в законопроекте не указано, в течение какого срока должен пройти конкурс. Учитывая, что подобные тендеры не подпадают под действие закона «О контрактной системе», то, как отмечают собеседники «Фонтанки» в Смольном, по отношению к ним применяются нормы статьи 448 Гражданского кодекса. В ней указано, что в том случае, если срок проведения конкурсных процедур не установлен, по умолчанию на них дается не менее 30 дней. В таком случае фонд капремонта не успеет выбрать банк, напечатать квитанции и, как следствие, собрать деньги граждан.
По информации «Фонтанки», сейчас в городском правительстве активно обсуждают эту юридическую коллизию. В частности, рассматривается вариант по внесению поправок в закон ко второму чтению, согласно которой на все процедуры будет отведено лишь пять дней. В пользу этого варианта говорит опыт других регионов: так, в Республике Коми на конкурс отводится 5 дней, в Самарской и Тверской области – 10. Однако окончательно такой вариант еще не согласован, в том числе – с юридическим комитетом, который визирует все исходящие законодательные инициативы городского правительства.
При этом даже все эти ухищрения не смогут помочь, если кто-то из участников конкурса пожалуется в антимонопольную службу. Так, например, получилось в Курганской области, где действия местного оператора капремонта обжаловал Ханты-Мансийский банк, которому не понравилось, что в тендере могли участвовать только кредитные учреждения с государственным участием. Отметим, что основное требование к банкам, которые могут претендовать на право аккумулировать средства граждан, – это наличие собственных средств в размере не менее 20 млрд рублей.
Во многих регионах конкурсы по выбору банков уже объявлены, ряд регионов выбрали уполномоченный банк: в Ростовской области это Банк Москвы, в Ленинградской – банк «Россия». В Смольном сейчас обсуждают альтернативные варианты на тот случай, если конкурс все же не удастся провести до 1 ноября. Согласно одному из вариантов, вместо фонда капремонта деньги может временно собрать ГУП «ВЦКП», включив соответствующую строчку в «розовую» квитанцию. Однако предприятие обслуживает только 70% всех домов города, поэтому за капремонт заплатят только часть граждан. Еще один путь – выставить в декабре плату за два месяца. Но в таком случае потеряется весь политический смысл ставки в 2 рубля с «квадрата», которая является самой низкой по стране: устанавливая ее, руководство города заявляло, что не хочет на первом этапе возлагать все бремя капремонта на граждан. Между тем при взимании платы сразу за ноябрь и декабрь граждане будут вносить средства по схеме «4 рубля за 1 кв.м.», то есть, например, 200 рублей за квартиру в 50 кв. м.
В жилищном комитете не смогли оперативно объяснить «Фонтанке» причину задержки с подготовкой законопроекта. Однако собеседники в Смольном отмечают, что с точки зрения аппаратных игр такая ситуация выгодна чиновникам: в конечном счете виноватым за провал со сбором денег будет фонд капремонта, который отвечает за этот процесс по всем федеральным нормам.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»