Конституционный суд признал российский закон о запрете пропаганды гомосексуализма правомерным. Он направлен на «защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство», не оскорбляет достоинство геев и «не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств».
Такие выводы высказаны в постановлении, вынесенном КС 23 сентября 2014 года. Дело рассматривалось в закрытом режиме, несмотря на просьбы заявителей провести публичное заседание. Открытого оглашения решения также не произошло. Сделать это позволили поправки к закону об статусе Конституционного суда, принятые Госдумой несколько месяцев назад.
С жалобой в КС, напомним, обратились гей-активисты Ярослав Евтушенко, Николай Алексеев, Дмитрий Исаков. Они организовали пикеты в поддержку прав людей, предпочитающих особые сексуальные отношения, в Архангельске и Казани. Суды общей юрисдикции вынесли молодым людям штрафы в 4 тысячи рублей. Служители Фемиды основывались на изменениях в Кодекс об административных правонарушениях России, подписанных в 2013 году. Согласно поправкам, «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование… нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений», является в России правонарушением.
Алексеев, Евтушенко и Искаков попытались доказать КС, что эта норма противоречит Конституции. Она «основана на предрассудках», влечет «умаление достоинства граждан негетеросексуальной ориентации», аргументировали активисты.
КС с их мнением не согласился. Он счел, что меньшинства в России обладают свободой слова, а государство должно защищать их права и интересы. Тем не менее права детей в данном случае важнее, заявил КС.
– Цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, – оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации, – указал суд.
В результате статья 6.21 КоАП, вводящая запрет на гомосексуальную пропаганду, была признана конституционной. Впрочем, КС добавил, что с учетом его толкования дела заявителей могут быть пересмотрены.