ГУП «Петербургский метрополитен» отменило тендер на поставку 120 вагонов для «красной» линии подземки за 6,9 млрд рублей. За несколько дней до этого украинские СМИ под заголовками «коррупция победила Путина» массово сообщили, что Крюковский вагоностроительный завод из Кременчуга якобы дал взятку чиновникам Смольного, чтобы выиграть этот конкурс в партнерстве с Кировским заводом. По информации «Фонтанки», решение об отмене было принято как раз из-за этих публикаций. И Кировский завод действительно рассматривал возможность заявиться на него вместе с украинским партнером.
Конкурс на поставку 120 вагонов с асинхронным тяговым приводом был объявлен метрополитеном еще в конце августа. Из них предприятие хотело сформировать 15 восьмивагонных составов, которые должны были курсировать по «красной» линии подземки, где до сих пор используются морально устаревшие составы производства 1960-х годов. Контракт рассчитан на пять лет: первый состав должен поступить в депо в ноябре 2014 года, последний – в конце 2019 года. Общая стоимость договора составляет 6,9 млрд, что является самой массовой закупкой подвижного состава для метрополитена за последнее время.
Однако вечером 8 октября на сайте госзакупок появилось уведомление об отмене тендера. Официальная причина: «В связи с доработкой технического задания». В пресс-службе ГУПа «Фонтанке» сообщили, что после внесения изменений конкурс будет объявлен заново, однако точные сроки назвать затруднились. Впрочем, нужно отметить, что с конца августа техзадание изменялось четыре раза, но это не стало поводом для отмены. По информации нашего издания, это решение было принято на уровне администрации губернатора по геополитическим причинам.
В начале октября украинское издание Gazeta.ua опубликовало заметку, в котором сообщило о том, что Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) из Кременчуга Полтавской области якобы договорился с администрацией Петербурга о победе в этом тендере, дав взятку ответственным чиновникам. Со ссылкой на источник на предприятии, издание сообщило, что представители КВСЗ уже встречались с руководством Кировского завода, который является партнером украинской компании, а также с чиновниками Смольного.
Впоследствии эту информацию перепечатал целый ряд украинских СМИ, добавив еще больше политических красок. Они указывали, что из-за кризиса и войны в Донбассе предприятие из Кременчуга не выпустило за 2014 год ни одного пассажирского вагона, а теперь, благодаря коррумпированности российских чиновников, поправит свои дела за счет российского бюджета. «Как путинскую политику побеждают чиновничьи откаты» – гласил заголовок в одном украинском СМИ.
По информации «Фонтанки», в Смольном заметили эту информационную волну и, исходя из политических соображений, решили отменить тендер. По словам собеседников нашего издания, заново он будет объявлен до конца текущего года. Впрочем, нужно отметить, что Кировский завод действительно рассматривал возможность заявиться на конкурс вместе с украинским КВСЗ. Сейчас петербургское предприятие имеет двух партнеров по производству вагонов метро – чешскую Škoda и КВСЗ. С чехами Кировский завод сделал для петербургского метрополитена девять составов с асинхронным приводом типа «НеВа» (совместное предприятие носит юридическое название ООО «Вагонмаш»). Ранее все эксперты в один голос говорили, что на конкурс стоимостью 6,9 млрд предприятие также будет заявлять «НеВу». Однако затем появилась информация, что, несмотря на обострение российско-украинских отношений, Кировский завод пойдет на конкурс с Крюковским вагоностроительным заводом, с которым у него есть соглашение о партнерстве. Отметим, что КВСЗ имеет собственную модель вагонов с асинхронным двигателем типа 81-7036 (головной) и 81-7037 (промежуточный).
В середине сентября, отвечая на вопрос корреспондента «Фонтанки» о том, какой именно состав будет заявляться на конкурс – чешский или украинский, – гендиректор Кировского завода заявил, что в ближайшее время «эта тайна станет явью». В свою очередь, генеральный директор ООО «Вагонмаш» Владислав Козак отказался комментировать информацию о том, что Škoda и Кировский завод пока не намерены продолжать сотрудничество. В пресс-службе завода также не комментируют эту ситуацию, но информированный собеседник «Фонтанки» в отрасли сообщает, что из совместного с чехами «Вагонмаша» уже уволена часть рабочих, сейчас в штате в основном остались только инженеры.
Подтверждает тезис о том, что Кировский завод собирался сделать ставку на украинцев, и еще одна любопытная информация. Во всех вариантах технического задания содержался пункт о том, что основные элементы кузова должны быть сделаны из стальных сплавов. Этому требованию полностью соответствуют составы, которые делает группа «Трансмашхолдинг» – основной конкурент «Вагонмаша» на рынке асинхронных вагонов для метрополитена. В 2012 году петербургская «дочка» группы – Октябрьский электровагоноремонтный завод – проиграла «Вагонмашу» конкурс на поставку 9 составов за 3,2 млрд, но в 2013 обошла его за счет сильного снижения в тендере на поставку 11 составов за 3 млрд. А вот «НеВа» формально под это требование не подпадает: у нее стальным является только каркас, к которому крепятся панели из алюминия. Таким образом, если бы Кировский завод заявился на конкурс с «НеВой», то его могли бы не допустить до участия. Зато украинский состав, как и продукция «Трансмашхолдинга», этим требованиям удовлетворяет.
Кроме того, в первоначальной версии конкурсной документации было указано, что у потенциального участника должно быть не менее двух исполненных контрактов на поставку вагонов, в то время как у «Вагонмаша» он только один. Зато у Октябрьского электровагоноремонтного завода несколько таких договоров, так как он сейчас является основным поставщиком традиционных вагонов для петербургского метро (без асинхронного привода). Однако в последней версии документации условия были изменены: теперь достаточно иметь "не менее одного контракта". К слову, у ООО «Киров-КВСЗ» – совместного предприятия Кировского завода и завода из Кременчуга – вообще пока нет ни одного контракта.
В пресс-службе КВСЗ не стали комментировать возможные переговоры с Кировским заводом, но добавили, что на предприятие вылился "черный пиар". В свою очередь, президент компании Владимир Приходько, давая 6 октября интервью изданию "Лiга.Бизнес", заявил следующее: "Политика давит. Мы хотели с Кировским заводом на нашем совместном предприятии производить продукцию. Те же эскалаторы, вагоны метро. Возникли проблемы из-за того, что в имени предприятия есть украинский партнер".
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»