Голландская компания TomTom, выпускающая навигационное оборудование и программное обеспечение для него, опубликовала результаты своего ежегодного исследования дорожного движения.
Как показывает исследование TomTom, охватывающее данные за 2013 год по 180 крупнейшим городам мира, средний водитель проводит в пробках 8 дней в году. Интересно, что по данным исследования, второстепенные улицы городов могут на самом деле оказываться даже более перегруженными, чем основные.
По данным TomTom, наиболее страдающим от пробок городом мира является Москва со средним индексом пробок 74%. Этот показатель выводится из сравнения продолжительности поездок, совершаемых пассажирским транспортом в часы пик и в "разгруженное" время.
Список городов с наиболее загруженными улицами выглядит следующим образом:
Москва, Россия: 74%
Стамбул, Турция: 62%
Рио-де-Жанейро, Бразилия: 55%
Мехико, Мексика: 54%
Сан-Пауло, Бразилия: 46%
Палермо, Италия: 39%
Варшава, Польша: 39%
Рим, Италия: 37%
Лос-Анжелес, США: 36%
Дублин, Ирландия: 35%
В "европейскую десятку" наряду с уже упомянутыми мегаполисами вошли такие города, как Париж и Марсель с индексом пробок, равным 35%, а также Лондон и Афины с индексом 34%. Стамбул также включён в европейский раздел исследования. Других российских городов в перечне не упоминается. Индекс пробок в Хельсинки, ближайшем к Петербургу городе, вошедшем в список, составляет 21%, что ставит пробки в столице Финляндии на 41-е место в европейском разделе исследования.
Следует отметить, что итоговый индекс в каждом городе формируется на основе круглосуточных данных, поэтому показатель количества пробок в утреннее, дневное и вечернее время оказывается значительно выше.
Опубликованная TomTom статистика содержит и другие любопытные данные по загруженности дорог для каждого из городов. Так, для водителей российской столицы поездка в пробках удлиняется из расчёта 76 минут на каждый час. Например, маршрут по Москве, который без пробок занял бы полчаса, в час пик в среднем продлится 1 час 6 минут, часовая поездка удлинится до 2 часов 16 минут, полуторачасовой маршрут займёт 3 часа 24 минуты и так далее.
Сообщается также, что в Москве индекс загруженности для магистральных трасс (в терминологии исследования – highways) составляет 79%, а для так называемых non-ighways, или обычных улиц – 72%. Самыми напряжёнными трассами столицы ожидаемо оказались МКАД, а также прилегающие к ней с внешней стороны участки Симферопольского и Каширского шоссе.
Кроме того, по данным исследования во второй половине дня пробки в Москве гораздо плотнее, чем в первой. Наиболее загруженными столичные вечера являются по четвергам – индекс пробок в это время превышает 150%. Наиболее свободными оказались пятничные утра, когда индекс не достигает 100%.
В целом же утренние часы создают для московских водителей и пассажиров меньше проблем, чем вечерние: самый низкий вечерний показатель пробок – понедельник, ок. 125% – в столице всё равно выше, чем коэффициент для самого загруженного утра (вторник, около 124%).
Наиболее интенсивными московские пробки оказывались в четвёртом квартале 2013 года, когда общий показатель загруженности города превышал 80%. Наименее проблемным был сезон отпусков – третий квартал: индекс пробок не достигал 70%. По сравнению с 2012 годом индекс в 2013 году несколько упал во втором квартале (на 3%) и в четвёртом квартале (более чем на 10%). В первом и третьем кварталах 2013 года индекс столичных пробок по сравнению с аналогичными периодами 2012 года не изменился.
Как комментирует исполнительный глава компании TomTom Харольд Годдийн, "традиционные меры борьбы с пробками, такие, как строительство новых дорог или расширение существующих, более не доказывают свою эффективность".
Общая протяжённость охваченных исследованием московских магистралей составляет 35 926 км, в том числе так называемые highways – 371,7 км и non-highways – ок. 35 555 км. При исследовании в Москве был проанализирован пробег различных пассажирских транспортных средств общей протяжённостью 2 млн 148 тыс 881 км.