29 октября был принят в первом чтении бюджет Санкт-Петербурга на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг.
Этот важнейший финансовый документ принимается в очень сложных для города условиях. Индекс промышленного производства за 9 месяцев текущего года составил 91,7% (т.е. наблюдается существенный спад производства), индекс потребительских цен за тот же период составил 107,6%. То, что происходит в Санкт-Петербурге, – это отражение общего кризиса российской экономики, связанного с политикой, проводимой руководством страны. На уровне растущих цен на нефть наблюдался рост ВВП, упали цены на нефть – упал ВВП. Построить экономику, не основанную на нефти, – не получилось. Даже в Санкт-Петербурге, городе с огромным научным потенциалом, основным драйвером экономики является ОАО «Газпром нефть» (оно же является крупнейшим налогоплательщиком), которое попало под экономические санкции.
Проект бюджета готовился исходя из других условий. Предполагалось, что рост ВРП ожидается на уровне 103,2% в 2015 г. (104,2% в 2017 г.), ИПП составит 102,2% в 2015 г. (102,5% в 2017 г.), индекс потребительских цен снизится до 106% в 2015 г. (105% к концу 2017 г.). Уже сейчас очевидно, что эти исходные предпосылки неверны. Правительство не сможет поддерживать расходы на том уровне, который запланирован в проекте бюджета.
Если оставить все как есть и сохранить расходы на запланированном уровне, то мы вновь столкнемся с ситуацией, которая наблюдается в течение многих лет при реализации долгосрочных проектов. Так, например, законом «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» на расселение коммуналок предусмотрены значительные суммы, но бюджетом выделяются средства в несколько раз меньше, при этом ответственности за неисполнение программы расселения никто не несет. Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга в этой ситуации каждый год указывает, что «при дальнейшем несоответствии выделяемых и необходимых объемов финансирования ожидаемые конечные результаты реализации Программы достигнуты не будут». Они и не достигнуты. Программа, по сути, провалена.
В этом году впервые проект бюджета построен по программно-целевому принципу. В развитие Стратегии-2030 приняты 17 государственных программ, на реализацию которых направлено 92% расходов бюджета. Предполагается, что реализация этих программ позволит добиться достижения показателей Стратегии-2030. К сожалению, уже сегодня складывается ситуация, когда расходные обязательства, принятые по пятнадцати госпрограммам, не включены в проект бюджета на общую сумму 7 млрд руб., т.е. уже сейчас правительство признает, что средств на реализацию госпрограмм недостаточно. В условиях спада экономики реализация этих программ может оказаться под угрозой. Закладывая сейчас необоснованно оптимистичный уровень расходов, правительство снимает с себя ответственность за то, что показатели госпрограмм достигнуты не будут. Так, например, по заключению КСП СПб, «уже на этапе начала реализации госпрограммы «Экономическое и социальное развитие территорий Санкт-Петербурга» уже имеется риск ее недофинансирования и, соответственно, недостижения целей госпрограммы, что подтверждается явным несоответствием между резким ростом значений целевых показателей по годам реализации и достаточно существенным снижением объемов финансирования».
В аналогичных условиях министр финансов РФ предлагает готовить «запасной вариант бюджета». «Бюджет постоянно не может иметь расходы, которые были составлены при другой экономической реальности», – подчеркнул Силуанов.
В сложившихся условиях в Санкт-Петербурге также необходима серьезная корректировка бюджета: необходимо расставить приоритеты, определить перечень защищенных статей расходов и исходя из этого готовить реальный финансовый план. Тогда можно будет ожидать достижения хотя бы некоторых, может, скромных, но реалистичных результатов, в противном случае за неисполнение благих намерений отвечать никто не будет.
Повысить эффективность расходов могла бы специальная комиссия из членов правительства и депутатов. Несмотря на значительный объем расчетов и обоснований, традиционно представляемый депутатами одновременно с проектом бюджета, многие расходные статьи вызывают вопросы. Такая комиссия могла бы начать с вопросов, поднятых в заключении КСП СПб на проект бюджета: например, разобраться с состоянием дел в государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Расчеты и обоснования по их прибыли в составе справочных материалов, представленных к проекту бюджета, традиционно не представляются.
Кроме того, в условиях ограниченности бюджетных расходов депутатам необходимо наконец отказаться от порочной «поправки БФК», продемонстрировав серьезность своих намерений по повышению эффективности расходов.
Григорий Явлинский