Тотальный запрет для уклонистов от армии работать чиновниками не продержался в России и одного года. Конституционный суд 30 октября раскритиковал закон о «повышении престижа и привлекательности военной службы» за «несоразмерное ограничение прав граждан». Призывным комиссиям велено мягче относиться к молодым бюрократам и входить в их положение. Теперь сподвигнуть государевых слуг отдать долг Родине могут только дети министров и нефтегазовых магнатов, полагают эксперты, – личным примером.
«Повысить престиж и привлекательность военной службы» Министерство обороны всерьез решило в 2013 году, внеся в Госдуму соответствующий законопроект. Согласно документу, основная нагрузка по укреплению имиджа армии и флота в глазах россиян пала на ранимое и вечно недовольное сословие чиновников. Те, кто служил по призыву, получат карьерные преференции, те, кто не служил, будут выметены из официальных учреждений, обещала последняя редакция закона, утвержденная Госдумой.
Несогласные нашлись стремительно. Уже в апреле 2014 года парламент Чеченской Республики обратился в КС, чтобы отменить документ.
Объективные причины для столь непатриотичного поведения у Чечни имелись. Призыв здесь ни разу не проводился с 1990-х годов. По «военно-политическим основаниям». Так что тысячи государевых слуг оказались на пороге увольнения. Впрочем, парламентарии утверждали: они ратуют за всю Россию.
– На всю оставшуюся жизнь лишить человека возможности работать в органах государственной власти! Сейчас говорить о том, что это не наказание, было бы неправильно, – заявил во время открытого рассмотрения дела депутат парламента Чечни Хамзат Дадаев. – В Уголовном кодексе уже есть статья 47, где говорится: уклонистов можно лишить права занимать определенные должности на срок до двадцати лет. Получается, что в законе о «повышении престижа» эту меру не только повторили, но и ужесточили, сделав бессрочной.
Гармония для чиновников
Подумав над аргументами чеченцев, КС с ними согласился. В целом запрет на работу для улизнувших от армии россиян конституционен и соответствует высоким «репутационным требованиям» к госслужащим. Но дисквалификация не может длиться вечно, сочли судьи. Ведь даже «лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления», вправе претендовать на казенную работу, если судимость снята. Такие примеры приводятся в провозглашенном 30 октября решении конституционалистов.
– Существующий закон не отвечает требованиям согласованности, разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений прав и свобод, – отметили служители Фемиды. – Он ставит уклонистов в неравное положение с преступниками, лишает их права «свободно распоряжаться своими способностями к труду» и «выбирать род деятельности и профессию». Запрет не может распространяться на тех, кто до начала 2014 года успел уйти в запас, а призывным комиссиям необходимо принимать во внимание причины, по которым остальные не исполнили свой долг, посоветовал КС. Нужно предусмотреть ситуацию, когда «непрохождение военной службы обусловлено объективными обстоятельствами». Например, если на соответствующей территории призыв не проводился, указали судьи. – Произошло рассогласование правового регулирования. В него требуется внести в гармонию, – подчеркнул, общаясь с прессой, зампредседателя КС Сергей Маврин. – Цель закона – повысить престиж и привлекательность военной службы. Законодатель сам разберется, как это сделать. Мы ему только намекнули.
В строю с «Газпромом»
Конкретных сроков, на которые двери госучреждений будут закрыты для стучащихся сюда людей без военных билетов, КС не предложил. Их установят федеральные власти, которые в течение полугода разработают поправки в закон «о повышении престижа».
Впрочем, эксперты предполагают, что «армейский фильтр» вряд ли будет запредельно жестким.
– Мне кажется, устанавливая барьер, законодатель должен ориентироваться на понятие «молодежь», – высказал в разговоре с «Фонтанкой» личное мнение советник губернатора Никита Александров. – А оно ограничивается возрастом в 30 – 35 лет. Не постареет ли из-за этого госаппарат? О, я уверен, нет. Инициатива идти в армию у российских парней с каждым годом увеличивается. Служба сейчас совсем другая по сравнению с 1990-ми годами. Это я на личном опыте знаю.
Александрова, напомним, считают одной из первых «жертв» спорного закона. В 2013 году, незадолго до вступления бумаги в силу, самый молодой функционер Смольного оставил пост председателя городского комитета по молодежной политике и отправился в одну из военных частей Ленобласти – получать специальность связиста. Позже слуга народа признался, что похудел на 10 килограммов, бросил курить и попрактиковал «собранность, стойкость, мужество и выдержку.
Профессор Северо-Западного института управления – Российской академии народного хозяйства и государственной службы, экс-председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти, полковник в отставке Леонид Теребнев полагает, что молодое чиновничество сможет найти лазейку в законе. И от армии «откосить», и без долгого ожидания попасть в казенные кабинеты при желании будет реально. Этому способны помешать только федеральные политические тяжеловесы – продуманной военной и оборонной политикой, а главное – личным примером, сказал ученый «Фонтанке».
– Армия в последнее время у нас стала рабоче-крестьянской. Если ты не сумел увильнуть от службы – то ты какой-то не такой, как все, ты неудачник. Почему бы России не взять на вооружение собственный дореволюционный опыт и практику западных стран? В Великобритании не зазорно служить даже принцу. Чиновники и бизнесмены высшего уровня должны задавать планку. Если ты знаешь, что рядом с тобой в строю стоит сын руководителя нефтегазовой корпорации, губернатора или вице-губернатора – отношение к армии будет иное.
А вот «Солдатские матери Санкт-Петербурга», недавно внесенные Минюстом в список «иностранных агентов», называют решение Конституционного суда половинчатым. Оно не устранило всех правовых пробелов, и, возможно, закон будет еще раз обжалован в КС, прокомментировала глава общественной организации Элла Полякова.
– Сегодня не очевидно, что значит «не пройти военную службу без законных оснований». Подразумевает ли это, что молодой человек признается уклонистом, если ему не прислали повестку из военкомата? Или если он намеренно скрывается, чтобы не получить ее? И как тот или другой факт можно доказать призывной комиссии, которая будет решать, распространяются ли на тебя ограничения для поступления на государственную службу? – задает вопросы правозащитница. – При этом не ясно, почему призывник вообще что-то должен доказывать – такой подход нарушает презумпцию невиновности.
По мнению Поляковой, в неоднозначной ситуации из-за этого продолжат оставаться не только чеченцы, но и жители Крыма. Ведь бывшие граждане Украины в рядах вооруженных сил России пока не служили, а в ближайшее время военкомат вряд ли начнет отправлять на полуостров повестки в таком количестве, чтобы были призваны все жители республики. К примеру, если парень, которому исполнится 27 лет вскоре после первого объявленного в Крыму призыва, не будет отправлен в армию, его спокойно могут признать «уклонистом», замечает общественница.
– Призывные комиссии, определяющие пригодность молодого человека к госслужбе, сейчас фактически наделены функциями суда. И прислушаются ли они к рекомендациям КС, который советует «беспристрастно и всесторонне» изучать материалы каждого «дела», неизвестно, – заключает Полякова.
Софья Вертипорох,
«Фонтанка.ру»