Министерство обороны Франции отложило поставку России вертолетоносца «Мистраль» на неопределенный срок. По одной из версий, из-за давления США. Между тем российские военные власти до сих пор не определили, какой из питерских заводов будет оснащать «Мистраль» вооружением. Похоже, что такой возможности лишится и так не загруженный заказами Кронштадтский морской завод. Не готовы к заказу и на «Северной верфи».
В среду, 12 ноября, министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил о задержке в поставке России первого из двух вертолетоносцев типа «Мистраль» стоимостью около 550 млн евро каждый. По его словам, французская государственная дирекция по строительству военных кораблей (DCNS), которая по контракту с российским «Рособоронэкспортом» строит «Мистрали», еще не получила от властей разрешение на экспорт.
Французский политический деятель Филипп де Вилье 12 числа заявил в эфире телеканала BFM TV, что на Францию в этом вопросе оказывают давление США.
«Каждый день посол Франции и его аппарат в США получают телефонный звонок из Госдепартамента, чтобы остановить продажу "Мистралей", остановить их поставку», — сказал он.
А 6 ноября европейское интернет-издание Euobserver сообщило, что восемь конгрессменов США направили главе НАТО Йенсу Столтенбергу письмо с предложением выкупить или арендовать предназначенные для России «Мистрали», чтобы облегчить денежные потери французской судостроительной корпорации.
Передача первого «Мистраля» российской стороне должна была состояться 14 ноября. По крайней мере эта дата указана на приглашении, которое вице-президент DCNS Пьер Легрос 8 октября направил в «Рособоронэкспорт». Фотографию письма 29 октября в Твиттер выложил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Пока продолжается игра заседателей высоких кабинетов, в Петербурге, где на «Мистраль» будут устанавливать вооружение, до сих пор не знают, на каком заводе это произойдет. В январе 2014 года вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев заявил, что наиболее вероятным местом станет Кронштадтский морской завод, который еще несколько лет назад находился на грани банкротства. Это стало бы хорошим толчком для развития завода. А уже в августе заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов объявил, что вооружением «Мистраля» займется завод «Северная верфь».
Источник «Фонтанки» в военных кругах сообщил, что «Мистраль» решено довооружать все-таки на Кронштадтском морском заводе, однако представитель завода Глеб Чубинский-Надеждин заявил, что руководство предприятия знает точно, что корабль к ним не придет.
«Информация о возможном появлении "Мистралей" на Кронштадтском заводе не соответствует действительности», — отметил он.
Писатель-маринист Александр Покровский, имеющий обширные связи в военных кругах, сообщил «Фонтанке», что, по последней информации, которой он располагает, «Мистралем» займется «Северная верфь». Но представитель верфи Игорь Ивановский заявил, что «на "Северной верфи" никто ничего не знает про "Мистраль"».
«Мы загружены заказами ВМФ, строим и спускаем, спускаем, спускаем корабли. О "Мистрале" даже речи не идет», — сказал он.
В отличие от «Северной верфи», Кронштадтский морской завод заказами не загружен. Единственный крупный заказ — ремонт крейсера-музея «Аврора», который выполняется на субподряде у входящего в ОСК калининградского «33 судоремонтного завода» (объем работ оценивается в 120 млн рублей). Помимо этого, в Кронштадте ремонтируется ледокол-музей «Красин».
На предприятии «Фонтанке» рассказали о некоторых других заказах. Их большая часть — судоремонт. В течение последних двух лет завод ремонтирует по 50 кораблей и судов в год. Основные заказчики — подрядчики Гособоронзаказа, «Росморпорт», ОАО «Газпром». В октябре 2014 года завод сдал Ленинградской военно-морской базе дизельную подводную лодку «Выборг», которую ремонтировал с 2011 года. Сейчас ведется ремонт подводной лодки «Дмитров», ледоколов «Санкт-Петербург» и «Юрий Лисянский». В 2015 году среди новых заказов предприятие ожидает ремонт военных кораблей, газотурбинных двигателей для ВМФ по программе импортозамещения. Объемы ремонта этих видов двигателей в 2015 году вырастут вдвое — до нескольких сотен миллионов рублей, говорят на заводе.
По данным системы СПАРК, Кронштадтский завод в 2014 году участвовал в нескольких заказах Росморпорта, Водоканала Санкт-Петербурга, «Ростелекома» и Балтийского завода. Некоторые заказчики не допустили завод к участию в заказе, другие — допустили, но в качестве победителей выбрали других участников.
Тем не менее глава предприятия Анатолий Белоев летом 2014 года заявлял в интервью изданию «Корабел.ру», что объемы заказов ежегодно растут. Например, говорил он, в 2010 году предприятие выполнило заказы на 30 млн, в следующем — на 400 млн, в 2012-м году — на 700 млн, а в 2013 — уже на более 1 млрд рублей. В 2014 году, по его словам, завод выйдет на 1,3 млрд рублей.
По словам собеседника «Фонтанки» в Минобороны, росту заказов предприятия завода препятствует ветхость его мощностей. А вложения в реконструкцию возможны лишь после вхождения в ОСК, которое представители завода обещали совершить в 2014 году. Но для этого ему необходимо сменить форму собственности с ФГУПа на ОАО, однако, по состоянию на 14 ноября, предприятие даже не подало заявку в налоговую службу на эти изменения.
«В конце 2014 года завод собирается войти в состав ОСК, реорганизоваться в акционерное общество. На данном этапе близится к завершению сложная, многомесячная техническая процедура согласований и утверждений различной документации. В пакете более 1000 разнотипных документов, несколько тысяч страниц юридического текста. Например, одних только объектов недвижимости у завода 350. На каждый заведен кадастровый паспорт. Это скрупулезная работа специалистов, процедуры согласований с городскими и государственными организациями, выверка параметров и так далее», — сказал представитель завода Глеб Чубинский-Надеждин.
По словам источника «Фонтанки» в судостроительной отрасли, в ОСК ждут вступления Кронштадтского завода в начале 2015 года.
Представители завода в январе заявляли о том, что в течение 2014 года специалисты из числа руководства предприятия, работников Объединенной судостроительной корпорации и профильных структур ВМФ разработают и направят на утверждение руководству ОСК программу развития завода стоимостью несколько миллиардов рублей. Однако, как сообщили «Фонтанке» на предприятии, программа не создана.
«Но работа над этой программой ведется. Сейчас осуществляется разработка концептуального проекта развития завода с участием научных и конструкторских институтов, которая должна быть закончена в первом квартале 2015 года. Проект будет представлен на одобрение в ОСК. Далее начнется этап проектирования», — сообщил Чубинский-Надеждин.
Отметим напоследок, что некоторые наблюдатели высказывают претензии к самому «Мистралю» и ставят под сомнение его необходимость российским вооруженным силам. Во-первых, говорит писатель Александр Покровский, неясно, под каким мостом он пройдет на пути в Петербург. Высота «Мистраля» — 64,3 м, а под мостом, например, между Данией и Швецией, могут ходить суда высотой не более 57 м. Во-вторых, говорит он, "Мистраль" ходит на дизельном топливе особой очистки, которое в России не производят. Кстати, Дмитрий Рогозин в начале февраля 2013 года успел сделать аналогичное заявление, которое в конце месяца ему же пришлось опровергать.
«В-третьих, как охранять этот дивный корабль? Собственное ПВО-вооружение у него никакое — две пушки, и все. Наши конструкторы хотят поставить дополнительное вооружение на верхней палубе. А как изменится его мореходность в связи с этим? В-четвертых, высота верхней палубы за последнее время несколько раз изменилась в сторону увеличения. Это значит, что корабль больше будет подвержен качке. И как мы поставим на него вертолеты? В общем, вопросов больше, чем ответов», — говорит Покровский.
Что касается Кронштадтского морского завода, если «Мистраль» в самом деле туда не войдет, предприятие все равно выживет, считает Покровский: «Это будет менее роскошно, так как хлынул бы большой поток денег, но погибнуть ему все не дадут».
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»