Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как -5

2 м/с, с-з

761мм

80%

Подробнее

Пробки

4/10

Как сделать крутой инновационный форум

534

- Расскажите, как все начиналось? Откуда вообще возникла идея собрать в Хельсинки всех этих странных людей?

- Все началось около 2008 года, как очень неформальное собрание хельсинкских предпринимателей. Первые пару лет у нас собиралось не более 150-300 человек.

Я занимаюсь Slush с 2011 года, тогда же мы начали работать со Startup Sauna – первым бизнес-инкубатором в Северных странах. И мы заметили, что там есть один момент – не хватает крупных заинтересованных инвесторов. Те, кто готов был финансировать стартапы из Силиконовой долины или азиатского региона, видели, что в Восточной Европе и на Севере много интересных технологий и перспективных проектов, но возможности легко получить к ним доступ практически не было. Наша идея была собрать «критическую массу» компаний из довольно большого региона в одном месте таким образом, чтобы для инвесторов это сборище стало бы представлять интерес. В 2011 году это было нашей главной задачей, мы начали «выращивать» Slush.

- Кто такие "мы"?

- Это я и Атте Хуянен: я умею привлекать спикеров и инвесторов, отвечаю за фандрайзинг, Атте с 13 лет организует разного рода мероприятия. Мы показали себя как отличная команда – в этом году на Slush приехало более 14 тысяч человек.

- Кто поддерживает вас? Slush традиционно получает поддержку со стороны «продвинутых» финских политиков, как у вас получилось привлечь их внимание к своему делу?

- В 2011 году все было организовано на достаточно любительском уровне, и для нас это была хорошая практика. Честно вам скажу, мы не знали, что мы делаем, просто было желание организовать двухдневную конференцию. В итоге ничего не работало так, как должно было, но лично для организаторов это был отличный опыт. Получилось что-то вроде фестиваля "Вудсток": все идет не так, как запланировано, но все круто. На следующий год мы учли ошибки, которые допустили ранее, и у нас получилось уже намного профессиональнее, в 2013 году мы продолжили, вышло еще лучше. Что касается политической поддержки, то она появилась с развитием Slush. По мере того, как событие набирало значимость, появилось очень много желающих помочь. Мы впервые говорили с Александером Стуббом в 2010-м. В первый раз он принял участие в мероприятии в 2012-м. Премьер-министр Юрки Катайнен два раза открывал фестиваль, теперь в Slush принимают участие лидеры всех крупнейших партий.

- Slush до сих пор не государственное мероприятие, но государство его поддерживает и одобряет?

- Да, именно так, и это очень важно. Slush всегда организовывался предпринимателями для предпринимателей - это наша принципиальная позиция. Это мероприятие, которое комьюнити создает для самого себя, и оно некоммерческое. Главная идея Slush в том, что он помогает всем, а все помогают ему. Это не тот бизнес, где у кого-то может быть конфликт интересов с предпринимателями...

- Это так по-фински... Почти социализм!

- Да, отчасти да. Но суть мероприятия - вполне себе капиталистическая. Мы хотим, чтобы наши участники преуспевали и получали прибыль.

- Сейчас это все выглядит очень притягательно, и все хотят вносить свою лепту. Но несколько лет назад люди вряд ли так считали. Как вам удалось развить свою инициативу?

- Мы финансируем себя сами: продаем билеты и ищем партнеров, так что в этом смысле мероприятие коммерческое. Однако мы никогда не ставили задачу на нем заработать, поэтому билеты стоят разумных денег, кроме того, мы не ставим задачу максимально снизить издержки, мы тратим бюджет, чтобы сделать классное событие. Slush - бесприбыльное мероприятие, основная задача которого - заставить людей встретиться, а не приносить прибыль создателям. Мы тратим деньги с пользой, именно поэтому год за годом к нам приезжают крупнейшие инвесторы и самые интересные спикеры.

- Вы платите деньги спикерам, чтобы они приезжали? В России такое случается.

- Нет, это против нашей философии. Мы не платим спикерам за участие в конференции. И это определено концепцией мероприятия. Речь не о том, кто больше всего заплатил, а о том, что у нас демократия.

- Ну хоть билеты-то вы оплачиваете?

- Это зависит от спикера - есть те, кто приезжает за свои и просто рад выступить перед публикой, есть и те, кому мы оплачиваем проживание.

- Ходят слухи, что кто-то из России предлагал вам провести такой фестиваль в Москве, а то и вообще купить мероприятие.

- Да, была даже статья в Helsingin Sanomat, но сведения не очень корректные.

У нас был партнер в России, который предложил нам делать полномасштабный Slush в Москве: весной или осенью. Обещали достаточно солидную поддержку. Мы об этом поговорили - очень приятное предложение, но не совсем то, что могло бы нас заинтересовать. Я не особенно придавал этому значение тогда, но этому придали значение тут, в Финляндии, - все были уверены в том, что русские хотят купить Slush.

- Это было "Сколково"?

- Я бы не хотел говорить, кто это был, но это было точно не "Сколково".

- Ну да, у них своя Startup village весной. На Slush приезжает достаточно большое количество русских стартапов. Можете описать - каков он, суровый русский стартап?

- У нас в этом году более 150 стартапов из России. К нам в основном приезжают российские компании, ориентированные на международный рынок, все ребята очень хорошо говорят по-английски и активно интересуются происходящим за пределами России. Откуда они у нас? Мы в первый раз отправились в Россию со Startup Sauna весной 2011 года. Я уже сказал, что мы хотели сформировать «критическую массу», очевидно, без российских участников картина вышла бы неполной.

Поэтому мы просто поехали на машине в Петербург и провели там несколько открытых мероприятий и встреч с местными акселераторами, в том числе совместно со "Сколково". Премьер Медведев вот тоже с нами встречался, Аркадий Дворкович у нас выступает два года подряд. Насколько я заметил, российская стартап-среда находится на ранней стадии развития. Нужно время – в Финляндии развитие активно происходило в последние годы. Самая большая проблема всегда – недостаток финансирования от бизнес-ангелов. Чем больше возможностей привлечь такое финансирование, тем лучше развита технологическая сфера, в России ангелы в дефиците. Другой нюанс – замкнутость на себе. В России очень большой рынок, велико количество потребителей. Существует языковой барьер и много других препятствий, поэтому очень сложно «выстрелить» на заграничный рынок. И тут большая разница с Финляндией, где ты всегда вынужден думать глобально. Мне очень нравится талант и амбиции российских компаний - особенно технологических. Они по 20-30 лет изучают и развивают свою отрасль, отличные специалисты в своих сферах.

- В России очень много говорится об инновациях: образование и таланты имеются, а как их состыковать с бизнесом, никто не знает. Что можете сказать по этому поводу?

- Да, инновации не могут появиться там, где нет подходящей экосистемы, сообщества, как например Силиконовая долина в США. Никто не говорит "а теперь мы сделаем крутую технологию", и никто не управляет процессом напрямую, процесс развивается самостоятельно. Я видел, как Россия развивается в технологическом плане последние четыре года, но у нее впереди большой путь. Надо признать, что это касается и Финляндии в не меньшей степени.

- В Финляндии государство является акселератором технологического развития. По крайней мере, так утверждают политики. Это так?

- Я уверен, что самое важное решение финского правительства – создание Университета Аалто. Без него не было бы и Slush, по всей видимости, ведь наша работа началась именно в университете. Tekes и вообще государственное финансирование – очень важный институт, один крупный лондонский инвестор заявил, что ему нравится вкладывать деньги в стартапы в Хельсинки, потому что у финской компании будет в 2-3 раза больше финансирования за счет денег Tekes, а значит больше времени и возможностей для экспериментов, а значит, продукт получится более конкурентоспособным. Я считаю, что основная цель правительства в этой ситуации - снимать барьеры и создавать ситуацию, стимулирующую развитие бизнеса, но само никого тянуть силой не должно. Это не сработает. Даже в Израиле, где у государства особый интерес в развитии инновационной экосистемы, ведущая роль все равно принадлежит частному бизнесу.

- "Сколково" тратит государственные деньги. Но Slush является продуктом здорового гражданского общества. Ведь не может же Slush существовать без гражданского общества?

- Я думаю что лучшее, что есть в "Сколково", - это то, что они действительно собирают таланты. Я вижу, что "Сколково" могло бы стать подобием Университета Аалто, собрать вместе таланты и инвесторов. Как и Slush, вы можете увидеть здесь сегодня целую плеяду международных инвесторов и разработчиков, взаимно заинтересованных друг в друге. Будут таланты - будут и инвесторы, деньги никогда не приходят первыми - они приходят за талантами.

- Три года назад, до того, как Slush стал брендом, как вы привлекли сюда "больших людей"?

- В 2011 году у нас были в основном финские спикеры, местные инвесторы и почти ни одного журналиста. Полторы тысячи человек. Как я говорил - это был такой "Вудсток". В 2012 году мы уже более серьезно подошли к делу, попросив помощи в коллег по Startup Sauna, которые порекомендовали нас своим инвесторам. Летом 2012 года я только и делал, что разговаривал по скайпу и объяснял, что у нас тут полно талантов, но дотянуться до них непросто, поэтому надо поддержать Slush. И знаете - убедил их! Мы опубликовали первые громкие имена, и это заставило и других "шишек" присмотреться к нашему мероприятию. В итоге к нам собрались приехать 47 крупных инвесторов, и за ними подтянулись еще несколько сотен компаний, и понеслось. В это время было основана Jolla, и мы договорились, что они запустят свою собственную ОС именно у нас на мероприятии. Это привлекло внимание международных медиа. Простые диалоги с людьми дали отличный результат. Крупнейшее событие для инвесторов в Европе началось именно с разговоров по скайпу.

Я, кстати, многому научился от Петера Вестербака: когда Angry Birds «выстрелили», он сказал, что у него вообще нет клиентов и потребителей, есть только фанаты. Они специально нанимали людей, чтобы ответить на каждый твит и запись в Фейсбуке, работать с аудиторией, причем с каждым конкретным фанатом, а не с «массой». Вот мы тоже дифференцируем подход к нашим партнерам и посетителям - мы не смотрим на массы, мы смотрим на индивидуумов.

- Какой у вас бюджет?

- Сейчас мы еще полностью не подсчитали наши затраты, но в этом году у нас бюджет где-то в два раза больше, чем в прошлом. А в прошлом было около 2,1 млн евро.

- Какие сумасшедшие идеи появлялись у вас в процессе создания мероприятия?

- Ну, большинство идей мы реализовали, причем многие из них были достаточно сумасшедшими. Но могу вспомнить момент - там, где проходил Slush в прошлом году, нам не хватало места. Тогда мы подумали, что туда можно было бы подогнать самый большой паром оператора Silija Line и проводить мероприятие на нем. Но это, к сожалению, не вышло. Но у нас очень много сумасшедших идей. Например, на этом мероприятии вы могли видеть множество рентгеновских снимков в холле? Это идея одного из наших дизайнеров, чтобы «сломать» атмосферу Messukeskus, где обычно проходят всякие скучные выставки.

- Вы заканчиваете руководство Slush в этом году?

- Да, я оставляю пост CEO, у меня будет свой проект. За прошедшие годы мы собрали команду из 15 человек, которая занята организацией Slush весь год. У нас около 2000 человек - добровольцев и временного персонала, но вообще созданием Slush штатно занимается только 15.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close