Сейчас

-3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-3˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -7

2 м/с, с-в

744мм

93%

Подробнее

Пробки

3/10

Политика открытости напугала пользователей Facebook

1056
ПоделитьсяПоделиться

Публикация новой политики конфиденциальности социальной сети Facebook вызвала панику у многих ее пользователей. Условия взаимодействия с партнерами, государственными и иными организациями были восприняты как возможность раскрытия всех личных данных и даже приватной переписки. Эксперты опровергают такие выводы и убеждены, что новая политика Facebook только укрепит его позицию и повысит доходность бизнеса.

«Используя наши сервисы после 1 января 2015 года, вы соглашаетесь с нашими обновленными условиями использования, политикой использования данных и политикой в отношении файлов cookie, а также с просмотром рекламы на основании приложений и сайтов, которые вы используете», – такое сообщение вчера получили российские пользователи Facebook. «Несогласным» предоставляется право удалить аккаунт, хотя это тоже не гарантирует защиту их частных данных.

«Кук»-ушка

Общий объем новых правил Facebook превышает три десятка стандартных печатных страниц. Большинство пользователей взволновали первые два раздела «Политики использования данных». Из них следует, что социальная сеть собирает всю информацию пользователя (включая частную переписку, номера мобильных телефонов, загруженные адресные книги, данные банковских карт и прочее). Среди возможных получателей собранных сведений числятся службы рекламы, оценки и аналитики, разработчики приложений, а также поставщики, операторы связи и другие партнеры.

Масла в огонь подлил и российский министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, опубликовавший твит «почему нельзя хранить и передавать личные данные через социальные сети, тем более через Facebook».

На самом деле технически все данные в любом случае сохраняются на серверах социальной сети (с них пользователи и читают собственную переписку). Вопрос же передачи сведений третьим лицам строго регламентирован. Так, партнерам по рекламе Facebook обещает предоставлять только данные об охвате и эффективности их рекламы и сводную информацию, не позволяющую установить личность конкретного пользователя.

Эксперты уверяют, что такое делают почти все крупные сайты: «Таргетированная и контекстная реклама основана на предпочтениях потенциальных потребителей, – поясняет директор компании WebMaster.SPb Андрей Рябых. – Facebook будут передавать партнерам cookie или иные идентификаторы пользователей, соответствующих заданным критериям.

Например – все мужчины определенного возраста, образования, участвующие в группах автолюбителей и использующие в переписке определенные ключевые слова (допустим, «куплю ford»). Используя такие идентификаторы, рекламисты могут демонстрировать таким пользователям рекламу автомобилей, причем конкретных ценовых категорий. Но личные данные или сама переписка при этом не раскрываются. Такую практику используют почти все социальные сети, интернет-магазины и многие другие сайты, просто Facebook об этом сейчас публично заявил. То есть в реальности ничего не изменится», – утверждает Андрей Рябых.

«Большому брату» по секрету

Отдельная статья новых правил Facebook посвящена взаимодействию с государственными органами. Социальная сеть готова предоставлять любую информацию в ответ на официальный запрос (например, ордер на обыск, судебное распоряжение или повестку), «если посчитает, что запрос сделан на законных основаниях». Зарегистрированная в Калифорнии компания Facebook Inc. намерена рассматривать требования о предоставлении конфиденциальных сведений пользователей, поступившие в том числе от органов за пределами США, если они соответствуют «законам этой страны» и «не противоречат международным стандартам». Также администрация социальной сети предупреждает, что «может предоставить доступ к просмотру, обработке и сохранению информации о вас, включая финансовую информацию о ваших транзакциях и покупках на Facebook, на длительный срок, если она будет предметом юридического запроса или обязательства, расследования государственными органами» и так далее.

Утвержденные правительством России правила взаимоотношения социальных сетей с отечественными правоохранительными органами вступили в силу еще 14 августа. Они обязывают «коммуникационные интернет-сервисы» хранить все данные о пользователях и их действиях, включая регистрацию, каждый вход в социальную сеть, информацию о платных услугах и транзакциях, отправленных и принятых сообщениях, опубликованных «постах» и многое другое. Такие сведения, в том  числе телефонные номера, адреса электронной почты, сетевые протоколы и IP-адреса, должны предоставляться по запросам осуществляющих оперативно-разыскную деятельность органов. Исключение составляет только личная переписка между пользователями.

Кроме того, администраторы социальных сетей обязаны обеспечить ФСБ или МВД России «необходимыми оперативно-техническими возможностями» получения информации, внедрив специальные технические средства и программное обеспечение. Действующие коммуникационные сервисы обязаны провести такие мероприятия до 1 февраля 2015 года, вновь создающиеся – не могут начать работу, не согласовав план специальных мероприятий с органами госбезопасности. Раскрывать суть и методики взаимодействия социальные сети не вправе.

Право запрашивать любую информацию (включая личную переписку) делегировано Банку России, уполномоченному проводить расследования попыток манипулирования ценами на фондовом рынке. Единая судебная практика по этому вопросу пока не сложилась: в ряде случаев арбитражи указывали на недопустимость вторжения финансового «мегарегулятора» в гарантированную Конституцией России тайну связи, тогда как ООО «В Контакте» было оштрафовано за несвоевременное предоставление регистрационных сведений пользователя и списка используемых им IP-адресов.

Согласно отчету самой компании Facebook Inc., только за первую половину прошлого года она получила от органов разных стран свыше 25 тысяч запросов. Среди них оказался и один запрос от российских правоохранительных органов, но в его удовлетворении, по уверению администраторов сети, было отказано.

Честным быть выгодно

Эксперты полагают, что новая политика Facebook повысит имидж и доходы социальной сети. «Некоторые пользователи, конечно, воспримут новую политику конфиденциальности как вторжение в их частную жизнь и удалят свой аккаунт, – говорит Валерия Пономарева, управляющий партнер консалтинговой компании HRD Group. – Но, убеждена, это будет мизерная доля, уход которой не пошатнет позицию крупнейшей социальной сети в мире. Тогда как многие, наоборот, воспримут публикацию новых правил как пример честного отношения к пользователю. Ведь каждый видит порой навязчивую директ-рекламу того же «Яндекса», хотя лично у меня он никогда не спрашивал согласия на обработку личных данных. Кроме того, новая политика повысит заинтересованность бизнеса в размещении таргетированной рекламы, что в итоге положительно отразится на доходах и капитализации Facebook».

На самом деле основанную в 2004 году Марком Цукербергом социальную сеть уже неоднократно уличали в раскрытии конфиденциальных данных пользователей. В рамках раскрытого Эдвардом Сноуденом проекта PRISM доступ к личной переписке предоставлялся Агентству национальной безопасности (АНБ). Президент США Барак Обама публично признал факт проведения таких мероприятий, уточнив, что «сбор данных не касается граждан и жителей США» – спецслужбы через соцсети и другие популярные интернет-сервисы контролируют только иностранцев.

Кроме того, администрации Facebook пришлось признать, что в течение нескольких лет она хранила данные с удаленных пользователями аккаунтов.

Отметим, что крупнейшая российская социальная сеть – «ВКонтакте» – гарантирует защиту персональных данных пользователей. Третьим лицам (контрагентам администрации сайта) такие сведения могут передаваться только с согласия владельца аккаунтов и на условиях сохранения конфиденциальности. «Предоставление персональных данных пользователей по запросу государственных органов (органов местного самоуправления) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством», – отмечается в правилах социальной сети.

Павел Нетупский,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Агентство «TNS Россия» оценивает российскую аудиторию «ВКонтакте» в 52,1 млн пользователей, «Одноклассников» – 41 млн, Facebook – 23,8 млн человек (данные на апрель 2014 года).

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close