Прогулка двух молодых людей в аэропорту Пулково взбудоражила не только службу безопасности объекта и силовиков. Правда, в Интернете больше обсуждают, хулиганы ли парни и что им грозит за их действия. «Фонтанка» вспоминает топ-5 проникновений, а также то, что раньше в аэропорт и ЛАЭС через лазы пробирались спецслужбы.
«Официальное видео, как нам удалось попасть в аэропорт "Пулково"» появилось на Youtube спустя три дня после фотографий, которые стали причиной полномасштабной проверки системы безопасности аэропорта. На нем двое молодых людей, Герц и Костас, показывают, как легко они перелезли через забор. А также то, что, вопреки шумихе, слабые места ограждения Пулково не были перекрыты.
«Нам ничего не надо было, только сделать фото», – уверяют Герц и Костас. И очень советуют оградить аэропорт от не столь бескорыстных визитеров — хотя бы поставить одну-две видеокамеры и дополнительный пост.
Удивительно, что акции кавесов (от английского cave – пещера), как они сами себя называют, привлекли внимание не только пользователей Интернета, но и всех силовых ведомств города от прокуратуры до ФСО, только после их визита в Пулково. Хотя посещение закрытых объектов — и есть цель диггеров (подземные объекты), руферов (высотные объекты), сталкеров (заброшенные территории). Для тех, кто не следит за подвигами петербургских экстремалов, публикуем топ-5 их проникновений.
1. Метро. Больше всего вылазок было в 2009-2010 годах во время строительства перегона «Садовая» – «Адмиралтейская», плюс «Спасская». Как писали в своих сообществах диггеры, проникнуть в шахты и тоннель легко. Самый простой способ – надеть жилет со светоотражающими полосами и уйти в тоннель. При этом встреча с сотрудниками ничем не грозит. Большинство не знает коллег в лицо.
2. Новые «Кресты». Пока руководство ФСИН пропагандирует новый изолятор в Колпино как неприступную крепость, руферы раньше журналистов посетили будущие бараки.
3. ТЭЦ. Объекты теплоснабжения у нас находятся под круглосуточной охраной, однако фото с высоты ТЭЦ есть у каждого пятого руфера.
4. Киришский нефтеперерабатывающий завод.
5. Бункер МЧС в районе Удельной. Его полное фотоописание выложено на нескольких сайтах кавесов. Исходя из них, можно констатировать, что состояние помещения не позволит в случае необходимости им воспользоваться.
Стоит отметить, что за первой реакцией – как на безбашенных хулиганов – полиция и другие органы, похоже, не видят очевидного. Кавесы, основная цель которых безобидна — фото, на самом деле показывают слабые места в безопасности секретных и режимных объектов. Они, сами не желая того, стали народным контролем. В советское время для поиска слабых мест режимных объектов в правоохранительных органах существовали специальные подразделения.
Так, по воспоминаниям старожилов, в КГБ был отдел, который проверял, как работает служба кадров на режимных объектах. Памятен случай, когда в этом отделе сделали поддельные документы, удостоверяющие личность, с очевидными признаками подделки. С их помощью другой сотрудник устроился работать на ЛАЭС, пройдя все проверки. И принес в одежде «подозрительные предметы». Последствия были очевидны – службы кадров и безопасности лишились работы.
Говорят, что были сотрудники, которые под видом арестантов проверяли пенитенциарную систему на коррупционность, проходя по этапу.
Сейчас для проверки спецобъектов в МВД есть специальный отдел. Как стало известно «Фонтанке», работа по проверке происходит следующим образом — собирается специальная комиссия, в которую входят и сотрудники предприятия. Все это происходит по графику.
Впрочем, в случае ЧП проверки могут быть и внеплановые.
Всё, как в известном объявлении, долгое время висевшем в здании ГУ ФСИН Петербурга и области : «Внезапные проверки проводятся строго с 2 до 4 часов ночи».
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»