«Метрострой» стал единственным участником конкурса на первый этап строительства «Новокрестовской» и «Беговой» и, скорее всего, получит официальный мандат на работы, которые и так уже ведет с сентября. Впрочем, из-за роста курса евро компании придется заплатить немецкому поставщику горнопроходческого щита на 500 млн рублей больше, нежели планировалось в начале года. Возможные сложности ждут и с перегоном от «Спасской» до «Горного института» - в случае победы в тендере «Метрострой» планировал использовать щит, построенный находящимся ныне на территории ДНР Ясиноватским заводом. От этого завода после танковых атак украинской армии мало что осталось.
«Метрострой» стал единственным участником конкурса на первый этап строительства «Новокрестовской» и «Беговой» и, скорее всего, получит официальный мандат на работы, которые и так уже ведет с сентября. Впрочем, из-за роста курса евро компании придется заплатить немецкому поставщику горнопроходческого щита на 500 млн рублей больше, нежели планировалось в начале года. Возможные сложности ждут и с перегоном от «Спасской» до «Горного института» – в случае победы в тендере «Метрострой» планировал использовать щит, построенный находящимся ныне на территории ДНР Ясиноватским заводом. От этого завода после танковых атак украинской армии мало что осталось.
ОАО «Метрострой» стало единственным участником конкурса на выполнение первого этапа работ по строительству продолжения Невско-Василеостровской линии от станции «Приморская» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская» (стоимость – 3 млрд рублей). Если в заявке компании не будет найдено ошибок, то она будет признана победителем и с ней будет заключен контракт. Впрочем, сомневаться в таком сценарии не приходится: с разрешения Смольного с сентября «Метрострой» уже проводит работы, предусмотренные контрактом. В частности, компания занимается обустройством стартового котлована в районе Туристской улицы, откуда горнопроходческий щит пойдет в сторону Васильевского острова. Возводятся также технологические шахты в районе «Приморской» и «Беговой».
Подготовка стартовой площадки будет вестись до середины 2015 года, после чего сюда привезут двухпутный горнопроходческий щит немецкой фирмы Herrenknecht, который сейчас строит перегонный тоннель от «Южной» до «Международной». Этим же щитом «Метрострой» планирует пройти и от «Беговой» до «Приморской». Однако, как рассказали «Фонтанке» в самой компании, для начала работ необходимо приобрести новый режущий орган, который ведет разработку грунта. Кроме того, нужно будет заменить целый ряд периферийного оборудования. Общая стоимость комплектующих составит 10 млн евро. Кроме того, «Метрострой» еще не расплатился полностью с Herrenknecht за сам двухпутный щит: из 40 млн заплачено 25. Ближайший транш в 5 млн должен быть переведен в декабре.
Таким образом, для продолжения работы по строительству подземки «Метрострою» в 2014 – 2015 годах нужно будет заплатить своим немецким партнерам 25 млн евро. При нынешнем официальном курсе в 63,2 рубля за 1 евро петербургским строителям предстоит отдать немцам 1,6 млрд рублей. При этом в начале года речь шла лишь о 1,1 млрд рублей. «Конечно, рост евро негативно влияет на ситуацию, и «Метрострой» вынужден будет пересмотреть все параметры имеющихся у организации затрат в сторону уменьшения», – сообщили «Фонтанке» в компании.
Согласно отчету за девять месяцев 2014 года, кредиторская задолженность «Метростроя» составляет 5,7 млрд рублей при выручке в 14,1 млрд. В частности, компания должна до 30 января 2015 года погасить кредит Сбербанка размером в 1 млрд, а затем до 15 мая – еще один заём на сумму в 1,5 млрд рублей. Чистая прибыль после налогообложения за три квартала составила 404 млн рублей. При этом, как рассказали «Фонтанке» в профильном комитете по развитию транспортной инфраструктуры, изменить смету по продолжению Невско-Василеостровской линии в связи с девальвацией рубля не представляется возможным. «Горнопроходческий щит подрядчик покупает за свой счет. Наличие подобного оборудования является условием участия в конкурсе», – говорят в комитете.
Отметим, что теоретически горнопроходческий щит мог бы попасть под санкции Запада на поставку в Россию оборудования для добычи нефти и газа. Впрочем, как говорят представители подрядчика, с продукцией Herrenknecht такой проблемы не возникнет. Ранее основатель фирмы Мартин Херренкнехт уже дал интервью газете Mittelbadische Presse, в котором высказался против санкций и заявил, что выступает за расширение связей с Россией.
Как ожидается, до конца года «Метрострой» получит от Смольного еще один контракт – на строительство перегона от «Спасской» до «Горного института» за 21,3 млрд рублей. Однако проектом предусмотрено строительство традиционных однопутных тоннелей, для которых у «Метростроя» есть сразу три щита: два – производства Ясиноватского машиностроительного завода из Донецкой области, один – Скуратовского завода из Тулы. Для выполнения контракта «Метрострою» придется выбрать два щита из трех, но все равно не избежать использования продукции из Украины. При этом рассчитывать на комплектующие из Ясиноватой не приходится: завод подвергся серьезной бомбардировке в ходе наступления на Донецк украинской армии и стал ареной активных боевых действий в Новороссии. Впрочем, как говорят в «Метрострое», аналогичные запчасти можно купить и в России.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»