- Как ты оказался в Финляндии?
- Я поступал в финское учебное заведение в 2007 году, тогда я уже учился в питерском музыкальном училище и знал, что музыка будет моей жизнью и профессией. Поступил я тогда в музыкальное училище в Тампере, так как перед этим съездил на прослушивание к своему будущему преподавателю и мне сразу понравилось заниматься у него. После прослушивания, до поступления, я пару раз ездил в музыкальный лагерь. Это довольно распространенное явление для Финляндии. Практически в каждой деревне летом организовываются лагеря для юных музыкантов, а также для студентов, которые занимаются профессионально музыкой. Для меня было это абсолютно в новинку: в течение 10 дней ты играешь без перерыва, в различных ансамблях, оркестрах, сольно, участвуешь в мастер-классах. Погружаешься с головой в музыку и знакомишься с новыми людьми. Классная вещь! Очень советую!
- Как происходило поступление?
- Экзамен в среднее учебное заведение состоит из нескольких частей. (В Финляндии консерваторией (konservatorio) называют среднее учебное заведение, а высшее - это академия, как Академия Сибелиуса, или высшая профессиональная школа, в которой есть факультет музыки).
Сначала сдаешь специальность - играешь программу на своем инструменте, если проходишь во второй тур - сдаешь музыкальную теорию устно и письменно. А после этого - интервью с некоторыми преподавателями. Конкурс по моему инструменту был небольшой в училище Тампере. А в Академию Сибелиуса поступить было сложнее, из 19 человек взяли только двоих. Но каждый год ситуация меняется. При поступлении в Академию схема та же, только сольфеджио немного сложнее. Плюс нужно показать бумагу, что у тебя сдан государственный тест по финскому языку - нужно набрать средний балл (keskitaso). Для иностранцев, не знающих финского, необходим TOEFL или аналогичный сертификат. Кстати, если на курсе есть хотя бы один иностранец (даже если это студент по обмену), то преподавание идет на английском. Хотя мне проще на финском, чем на английском.
- Ощущалась ли разница после учебы в России? Были ли сложности какие-то?
- Для меня резким отличием от России были отношения преподаватель-ученик. У финнов не распространена форма "Вы", везде все на "ты", а это как-то сближает сразу. Такое ощущение, что преподаватель на равных, он воспринимается как друг. Но где-то после двух лет учебы в Финляндии меня стала посещать мысль, что, возможно, дистанция нужна. В Финляндии, в отличие от России, преподаватель не может высказывать свои мысли свободно. Т.е. если ученик не выучил, скажем, произведение, ему говорят: "Ничего страшного, выучишь к следующему разу". Если ученик "с головой" и у него есть желание учиться, он это выполнит без замечаний преподавателя. А некоторым просто нужен "голос", чтобы сдвинуться с места. Поэтому, я считаю, в Финляндии не развито понятие "пахать на инструменте". Из-за этого меньше результатов. После русской школы для меня это было необычно.
С техническим оснащением в Финляндии все в порядке: новейшее оборудование, программное обеспечение. Классы просторные, залы с отличной акустикой.
Что мне еще очень нравится в Академии - можно заниматься всю ночь, она открыта 24 часа. У каждого свой ритм жизни. И мне, например, удобно заниматься до поздней ночи. В России, насколько я знаю, в районе 9-10 вечера закрывается консерватория. И позже люди не занимаются. Возможно, все утром занимаются. Не знаю.
В Финляндии также у меня было очень много практики в различных оркестрах, проектах, ансамблях, не знаю, как с этим сейчас в России. Но в данный момент в Академии Сибелиуса много кларнетистов, около 25. И некоторые ни разу за год не садятся в оркестр поиграть. Для профессионального образования это большой минус, я считаю. Одного-то раза мало. Здесь нужен какой-то баланс преподавателей и поступающих студентов.
Сложно было в начале с финским языком: где-то месяца четыре абсолютно не понимаешь, что происходит. Да и финны - не те люди, которые сразу идут на контакт. Но как только я начал мало-мальски говорить по-фински, друзей у меня стало очень много.
- Какие предметы тебе наиболее интересны?
- В данный момент в Академии я беру много курсов по джазу, мне очень нравится курс "Основы импровизации и коллективная практика". Студенты, у которых самые базовые знания по импровизации, собираются в классе и просто импровизируют вместе. Это очень раскрепощает и подготавливает к будущей игре с группой. Такой способ коммуникации на языке музыки. Дико интересно!
Также мне нравится курс по студийной технике, где мы работаем на профессиональной студии: изучаем все "внутренности" музыкальной студии, работу с ними, тренируем слух.
Есть парочка теоретических курсов, таких как джазовая импровизация, гармония, композиция.
- Какие планы на будущее? Может ли вообще музыкант заработать на жизнь?
- Через год я оканчиваю Академию по классическому кларнету и буду поступать на джаз-отделение саксофон. Так как в процессе учебы саксофон заворожил своим тембром. Но кларнет ни в коем случае не бросаю, очень много играю концертов на нем. Езжу сейчас заниматься в Вологду, в Вологодское училище, там живет один из лучших саксофонистов России, он выпустил всемирно известных музыкантов, очень грамотный педагог, феноменальный музыкант Сергей Кузнецов. Он приезжает часто в Финляндию, и мы делаем туры по Финляндии и Эстонии. У меня открыта фирма по организации концертов, и я сейчас играю по фестивалям, ресторанам, ночным клубам, различным мероприятиям, в каких-то совместных проектах Академии. В общем, круговерть событий. Надеюсь, поступлю на джазовое отделение, чтобы совершенствоваться и доставлять людям радость своей игрой.