Бывшего зампреда КГИОП, а ныне сотрудника музея-заповедника "Павловск" Алексея Разумова судят по делу о взятке. Человек, несколько лет назад решавший судьбу 403-метрового "Охта центра", в году 2014-м попал под суд за то, что получал часть доходов с продажи орехов для заповедных белок.
Желтые пальцы
Дело о взятке, за которой якобы был застукан главный специалист ГМЗ "Павловск" Алексей Разумов, родилось чуть больше года назад. В конце октября в его кабинет пришла предпринимательница, торгующая орешками для парковых белок, и передала 15 тысяч рублей. За движением руки специалиста, положившего купюры в карман пиджака, зорко следил объектив скрытой видеокамеры. Следом вошли оперативники и увезли Алексея Александровича. Просветили ультрафиолетом, и пальцы засияли предательским желтым цветом. Купюры перед приходом предпринимательницы обработали порошком.
Разумов признал, что уже третий раз получает мзду от лоточницы за возможность спокойно торговать в Павловске беличьим кормом. Три – так три, решили следователи, и вменили столько же эпизодов взятки.
Несмотря на внешнюю простоту, дело в Пушкинском суде слушается девятый месяц. Разумов назвал первичное покаяние самооговором от страха попасть под арест и выдвинул альтернативную версию из серии "невиноватый я, она сама пришла". Якобы торговцы бескорыстно помогали парковым сотрудникам и, видя нехватку инвентаря, предлагали спонсорскую помощь. Вот и лоточница Вера делилась с Алексеем Александровичем доходом, нажитым благодаря своему предпринимательскому таланту и прожорливости белочек. Предпринимательница, правда, в благородной щедрости, которая любого украсит, упрямо не сознавалась.
Разбираться в нелегкой ситуации выпало судье Юрию Стрючкову. Надо полагать, к сегодняшним прениям дело его изрядно утомило, и внимание прессы добавило нервозности. Судья решил немного переписать закон, запросив данные всех слушателей и уточнив:
– Аудиозапись вести желаете? Напоминаю, что только с разрешения председательствующего и после обсуждения сторонами.
Репортер возразил, что процесс не предусматривает согласия, но был оборван и усажен. Пообсуждали, разрешили.
Благотворительность
Сегодня же, перед окончанием судебного следствия, слово за подчиненного сказала директор ГМЗ "Павловск" Вера Дементьева – бывший председатель комитета по охране памятников, давний шеф Разумова, вслед за которой он ушел из КГИОП в Павловск.
Директор дала лестную характеристику подчиненному:
"На него свалилась колоссальная работа. Он избавил парк от нахлебников".
Дементьева подтвердила, что договор от музея с лоточницей готовил Разумов, но вопросы расторжения решает она, и потому не в полномочиях подсудимого было прогнать предпринимателей и как-либо склонить к мзде. Зато, по словам Веры Анатольевны, после инцидента с Разумовым до нее доходили сведения, что подчиненные неоднократно принимали наличность от коммерсантов в качестве благотворительной помощи, по 3-5 тысяч рублей.
– Это было бесхитростно. Не думаю, что сотрудники набивали карманы деньгами. Когда я узнала об этих случаях благотворительности, строго-настрого запретила принимать помощь, составила антикоррупционный план.
– Получение наличных средств от физических и юридических лиц входит в обязанности Разумова? – поинтересовалась прокурор Сергеева.
– Нет.
Судья спросил о бывшем месте Веры Дементьевой и давности знакомства с подсудимым.
"С 2003 года, когда я пришла в комитет (КГИОП. – Прим. ред.). В ГМЗ я его пригласила в 2012 году, у меня были основания. Он дотошный, юридически грамотный. Его специализация – охрана памятников".
Вообще-то о чиновнике Разумове часами могут говорить градозащитники. В частности, Алексей Александрович попал в историю как человек, серьезно поучаствовавший в юридическом обосновании строительства 403-метрового небоскреба "Газпрома" на Охтинском мысу. Он возглавлял юридический отдел КГИОП, потом пересел в кресло зампредседателя. В 2012 и 2013 годах Разумов попадал в шорт-лист премии "Непочетный гражданин", утвержденной организацией "Живой город". Его, например, считают ответственным за лишение охранного статуса территории Охтинского мыса. В 2011-м градозащитники добились исключения Разумова из состава Совета по культурному наследию.
После Веры Дементьевой суд решил допросить ту самую лоточницу – Веру Жовнерович. Она опять не припомнила, чтобы на территории парка царила благотворительность.
– Тогда за что же вы деньги передали Разумову?
– За нерасторжение договора и общее покровительство. Он говорил, что если внесу сумму, все будет нормально.
– До какого числа действовал договор?
– До 31 декабря 2013 года. Потом я работала без него, мне как многодетной матери помогала полиция Пушкинского района.
– Кто именно из полиции вам разрешал работать без договора?
– Замначальника.
Повисла неудобная пауза. До огласки фамилии оставалось чуть-чуть, судья Стрючков дипломатично предпочел не продолжать допрос.
В прениях прокурор Сергеева отказалась от обвинения по двум эпизодам взяточничества, потому что недостаточно доказательств. А за октябрьский, с желтыми пальцами, попросила для Разумова 500 тысяч рублей штрафа и двухлетний запрет занимать госдолжности.
"Это наказание исправит подсудимого и восстановит социальную справедливость", – добавила гособвинитель патетики. Белочки были бы довольны.
Адвокат Игорь Сочиянц убеждал судью, что и третий эпизод недостоин обвинительного приговора, потому что собранные экономической полицией и Следственным комитетом материалы необходимо исключить из списка доказательств, в том числе полученные якобы под прессингом явки с повинной и чистосердечное признание.
"Мы не оспариваем прием денег, но настаиваем, что это была спонсорская помощь", – заключил защитник и попросил полностью оправдать Разумова за отсутствием состава преступления.
Судья ушел думать над приговором.
Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"