С Нового года в Петербурге подорожает не только разовый билет на автобус, трамвай, троллейбус и метро, но и многочисленные проездные. Согласно законопроекту, подготовленному чиновниками, с 1 января единый билет на все виды транспорта будет стоить 2380 рублей, студенческий – 850, а проездной на 70 поездок в метро – 2170 рублей. При этом в Смольном повторно решили снизить размер скидки при использовании «Подорожника» как электронного кошелька для прохода в метро. Окончательное слово за губернатором Георгием Полтавченко, но в ответе на депутатский запрос он указал, что действующая система проездных имеет «высокую льготность».
Комитет по транспорту подготовил проект распоряжения о повышении с 1 января 2015 года цен на проездные билеты различных типов. Как уже рассказывала «Фонтанка», после Нового года Смольный намерен увеличить стоимость разового проезда на 3 рубля: планируется, что один жетон будет стоить 31 рубль вместо нынешних 28, билет на автобус, трамвай или троллейбус – 28 вместо 25. По данным нашего издания, этот вопрос будет рассмотрен на совещании у губернатора Георгия Полтавченко в начале следующей недели.
Вслед за разовым проездом по традиции подорожают и проездные. Согласно проекту, разработанному комитетом по транспорту, единый месячный билет, дающий право проезда на всех видах транспорта, будет стоить с 1 января 2380 рублей, то есть на 340 рублей дороже, нежели сейчас. Школьники будут платить за свой льготный билет 295 рублей (сейчас – 265), студенты – 850 (сейчас – 725), а пенсионеры и другие льготники – 465 (сейчас – 439). Проездной, дающий право ездить без ограничений на одном из трех видов наземного транспорта (автобусе, трамвае или троллейбусе), будет стоить дороже на 250 рублей – 1350 вместо нынешних 1100.
На 300 рублей подорожают комбинированные билеты (трамвай плюс автобус, троллейбус плюс трамвай и т.д.): после боя кремлевских курантов они будут стоить 1600 рублей. Изменится и стоимость БСК, дающих право ездить в метро. Так, кодирование смарт-карты на 10 поездок обойдется в 295 рублей (сейчас – 265), на 20 – 560 (сейчас – 485), на 40 – 1070 (сейчас – 945). Наконец, билет на 70 поездок будет стоить на 210 рублей дороже – 2170 рублей.
Одновременно в комитете по транспорту решили изменить систему скидок на проезд по «Подорожнику» в пределах фиксированной суммы. Но только на метро: на наземном транспорте она останется прежней. Первые десять поездок в подземке в течение календарного месяца, как и сейчас, будут стоить на 1 рубль дешевле жетона, то есть 30 рублей. Однако затем размер скидки будет меньше. Сейчас система следующая: поездки с 11-й по 20-ю стоят дешевле на 2,5 рубля, с 21 по 30 – на 5 рублей, с 31 по 40 – на 6,5 рубля, с 41-й – на 8 рублей. После 1 января «Подорожник» станет менее выгодным: чиновники предлагают, чтобы поездки с 11-й по 20-ю стоили на 2 рубля меньше, с 21-й по 30-ю – на 3 рубля, с 31-й по 40-ю – на 4, а после 41-й – на 5 рублей. Напомним, что в мае 2014 года комитет по транспорту уже пытался уменьшить размер скидок при использовании «Подорожника» как «электронного кошелька». Однако в преддверии выборов ведомству не дали пойти на такой шаг.
Последний раз стоимость проезда в общественном транспорте увеличивалась в Петербурге в январе 2013 года. В 2014 году Смольный решил сохранить размер платы на прежнем уровне, но при этом повысил субсидию перевозчикам на 5,5 млрд рублей до 20 млрд. В 2015 году субсидия вырастет только на 2 млрд и одновременно изменятся тарифы. При этом, судя по ответу губернатора Георгия Полтавченко депутату ЗакСа Борису Вишневскому, в последующие годы Смольному вновь придется увеличивать субсидию и стоимость проезда. Как указывает градоначальник, с 2007 года расходы метрополитена в связи с вводом новых станций увеличились на 7,8 млрд рублей. В структуре себестоимости перевозки 2014 года они составляют 22,5%, добавляет Георгий Полтавченко.
Между тем известно, что до конца текущего десятилетия Смольный намерен развернуть широкое строительство новых веток: к 2017 будет введен в эксплуатацию перегон от «Международной» до «Южной» с промежуточными остановками «Проспект Славы» и «Дунайская», к 2018 – продолжение от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская» и от «Спасской» до «Горного института». К 2020 году планируется также построить первую очередь Калининско-Красносельской линии с шестью новыми станциями. Все это неизбежно увеличит расходы метрополитена, которые придется компенсировать либо из бюджета, либо за счет тарифа. При этом прибыль подземки от размещения рекламы не покрывает издержек: в 2013 году при расходах в 21,7 млрд рублей она составила 330 млн рублей, что в первую очередь связано с тем, что ГУП «Петербургский метрополитен» лишь сдает рекламные площади в аренду, а поиском рекламодателей занимаются сторонние организации.
Добавим в заключение, что распоряжение об изменении стоимости проездных еще не подписано главой комитета по транспорту. Однако в Смольном убеждены, что действующая система единых и многоразовых билетов имеет «высокую льготность» по отношению к стоимости разовой поездки: об этом в ответе на депутатский запрос рассказал губернатор Георгий Полтавченко.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»