Недавно в Петербурге отпустили предполагаемых угонщиков, которых полицейские задержали при полной оснастке радиоэлектронной аппаратурой на стоянке ТРЦ «Радуга» в Московском районе. Если бы жулики были понаглее, то отстояли бы и свою «удочку». Раскрываемость угонов так плоха, что группировки перестают считаться с полицией.
На днях в ходе операции «Заслон» наряд ДПС заподозрил двух молодых людей. Без четверти семь вечера у ТРК «Радуга» на проспекте Космонавтов, 14, сотрудники УГИБДД подъехали к припаркованному Renault Sandero. На иномарке стояли регистрационные знаки с цифрами 466, хотя они значились за ВАЗ-2109. Поэтому полицейские поинтересовались содержимым салона.
Необходимо отметить, что стоянка ТРЦ «Радуга» – одно из любимых мест угонщиков. Так, согласно официальной статистике ГУ МВД, только за 2014 год с неё угнали 19 дорогих иномарок. Все они были непростыми: от «Инфинити» до «БМВ».
Ребята представились Алексеем и Андреем. Они удивили романтической историей. Дескать, настоящие номера – 999, что валялись у них в багажнике и действительно принадлежали этой автомашине, они скрутили не по злому умыслу. Просто один из них приехал на свидание с девушкой и не хотел «красоваться». А неприметную «липу» буквально только что подобрали на асфальте.
В Sandero патруль также нашел изысканный набор угонщика. К перчаткам прилагались: пара качественных радиостанций, средства радиоэлектронной борьбы (так называемые «глушилки» для нейтрализации сигнализации) и аппаратура обнаружения и регистрации электромагнитного излучения. Цена последней – 50 тысяч евро.
Алексея и Андрея доставили в 33-й отдел полиции Московского района. Паспортов при себе они не имели, но и фамилий не скрывали – Александров и Колобов. Оба, по данным «Водителя Петербурга», по оперативным базам учета уголовного розыска числятся как активные угонщики. А один ещё и был осужден за кражу.
Экспертно-криминалистический центр ГУ МВД (ЭКЦ) охарактеризовал аппаратуру как полностью пригодную для угона дорогих автомобилей. Такие приборы-сканеры на сленге называют «удочками». Специалисты компании «Цезарь Сателлит» согласились.
Как известно, метод ловли на «удочку» незатейлив. Нужный автовладелец выходит из престижной иномарки, идёт в ТРК. За ним с «удочкой», метрах в пяти-шести, следует один из угонщиков. Устройство читает частоту излучения электронного ключа и передаёт на другое, в руках напарника, стоящего у машины-жертвы. Вторая «удочка» исполнит роль ключа, откроет дверь и включит зажигание. Схема инновационная.
При всей убедительности найденного петербуржцев отпустили. От «удочек» и «глушилок» они открестились, радиостанции назвали заменой сотовому телефону. А вот перчатки попросили вернуть, так как не лето на дворе.
Знаковые для угонщиков уголовные статьи – 158 («Кража») и 166 («Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения»). Их юридическая конструкция обязывает полицию дождаться наступления последствий. Пленум Верховного суда ещё в декабре 2008 года разъяснил, что покушением на угон следует рассматривать попытку: а) взлома замков и систем охранной сигнализации; б) завести двигатель; в) начать движение. Обвес аппаратурой и пять минут до прыжка за чужим ненаказуемы. Заодно практика ведения следствия по угонам напоминает, что задержание гражданина даже в угнанной машине при передвижении, например, по Невскому, ещё не образует его вину. Его же могли втёмную попросить перегнать машину.
Если бы парни были понаглее, то и аппаратуру из ЭКЦ тоже могли бы потребовать обратно. Трудно вспомнить правило или инструкцию, запрещающую её к гражданскому обороту.
Впрочем, угонщики и без УК справляются со статистикой полиции. Процент раскрываемости по Петербургу к концу года не превышает десяти процентов. Так что этот интеллектуальный вид преступного ремесла опережает усилия оперативников по всем показателям.
Ведь ещё семь лет назад компании по производству высококлассных противоугонных систем считали суперсовременными жуликами тех, кто следит за автовладельцами на парковках торговых комплексов и использует время для взлома или глушит импульс для обрыва канала связи между машиной и диспетчерским центром. Тогда разработчики придумали «антиджаммеры» для борьбы с подавлением сигнала. Им ответили «удочками».
Сегодня угонщики и вовсе не считают полицию за соперника. Например, за сутки 12-13 декабря в Петербурге и Ленобласти были угнаны 36 автомобилей, да и в принципе на автохищения стабильно приходится львиная доля происшествий. Однако, по данным «Водителя Петербурга», на этот самый провальный фронт брошены капли: угонные группы в районных полициях Петербурга состоят из трёх сотрудников, а в профильном отделе ГУ МВД работают 20 оперативников. Итого на Петербург – 74 человека. А в плане деятельности МВД до 2018 года в приоритетах значатся безопасные «зебры», охота за коррупционерами и качество государственных услуг.
Вместо государства на угоны откликается страховой бизнес. На днях «Бизнес ФМ» сообщило, что каско на Land Rover взлетело до 600 тысяч рублей против 70 тысяч в прошлом году. Скачок тарифов связывают не столько с обвалом нацвалюты, сколько с прогрессирующими выплатами при угонах. Интернет-пользователи делятся и более внушительными суммами за каско: если у тебя похитили авто, ты входишь в группу риска, и страховой взнос за новую машину растет.