GM и Ford из-за непредсказуемости рубля вынуждены в очередной раз корректировать свои планы по производству автомобилей и их отгрузке дилерам. В то время как заводы Toyota, Nissan и Hyundai продолжают в штатном режиме собирать и поставлять продукцию. Отчасти причина кроется в высоком спросе на бюджетные модели корейского производителя. Отчасти в том, что японские компании закупают весомую долю комплектующих в йенах, не конвертируя рубль в евро, – по отношению к японской валюте рубль падает значительно медленнее.
Автомобильный завод Ford до Нового года перешел на двухдневную рабочую неделю. «В понедельник остановился кузовной цех, где из деталей собирают готовый кузов автомобиля. Остальные цеха работали в понедельник и вторник, после чего остановились. На следующей неделе цеха будут работать по такому же графику, после чего начнется простой до 12 января. После простоя работа возобновится, а в феврале будет введена четырехдневная рабочая неделя», – сообщил корреспонденту «Фонтанки» председатель первичной профсоюзной организации предприятия Игорь Темченко.
В дни простоя рабочим платят 2/3 от заработной платы. Однако Темченко утверждает, что сотрудники предприятия недовольны текущим положением дел, так как терпят финансовые потери. Увольнений позволяет избежать гибкий производственный график.
Объясняя в начале недели, 15 декабря, рабочим причину очередного простоя, руководство предприятия не упоминало падение курса рубля по отношению к доллару и евро. Причины прежние: падение продаж. По словам Темченко, руководство завода утверждает, что склады забиты автомобилями Ford. И это на фоне ажиотажного спроса на автомобили, наблюдаемого со второй половины октября.
В пресс-службе автозавода заверяют, что для введения очередного простоя никаких изменений в производственный план предприятия не потребовалось. Весной этого года был введен гибкий производственный график с неполной рабочей неделей, по которому предприятие работает до сей поры. «Как и было запланировано ранее, в конце года будут введены дополнительные дни простоев, которые традиционно вводятся в конце года для контроля запасов», – сообщили в пресс-службе компании.
По словам вице-президента по коммуникациям и связям с общественностью Ford Sollers Елизаветы Новиковой, несколько дилеров, работающих с произведенными компанией автомобилями, приостановили продажи из-за волатильности рубля. «Наша компания тут ни при чем, это инициатива автодилеров. Мы продолжаем отгружать им автомобили с наших складов», – разъяснила Новикова. Как сообщали федеральные СМИ, продажу автомобилей приостановили компании «Авилон», «ТрансТехСервис» и Major. У последней – шесть филиалов в Петербурге.
Тем временем автозавод GM с 16 декабря прекратил поставки дилерским центрам своих автомобилей. «В связи с повышенной волатильностью курса, поставки дилерам приостановлены. Так компания минимизирует риски убытков от продажи своих автомобилей в нестабильный период», – сказал пресс-секретарь российского представительства компании Сергей Лепнухов.
Новогодние каникулы на заводе продлятся с 31 декабря по 11 января. Работу в следующем году предприятие начнет с 12 января. При этом предприятие планирует «некоторую оптимизацию персонала на добровольной основе». Точное количество сотрудников не сообщается. Но Лепнухов заверяет, что перемены затронут меньшее число людей, чем во время сокращений в сентябре текущего года. Напомним, тогда автозавод уменьшил численность персонала на 500 человек в связи с переходом с двух смен производства на одну.
Toyota продолжает собирать и поставлять дилерам автомобили в штатном режиме, сказали в пресс-службе. Hyundai и Nissan также работают без оглядки на колебания рубля. «Поставки автодилерам продолжаются. Речь идет как о заводе, так и о закупаемых из-за рубежа автомобилях», – прокомментировал директор по связям с общественностью Nissan Роман Скольский. Автомобильный завод Hyundai, по информации «Auto-Dealer-СПб», остается единственным работающим на полную мощность автомобильным предприятием города.
Глава Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Алексей Этманов считает, что причина относительной стабильности на производствах азиатских компаний – их ориентация на свои национальные валюты при закупке запчастей и комплектующих. «Рубль падает и относительно азиатской валюты, но не такими быстрыми темпами и не в таких объемах, как по отношению к евро или доллару. Комплектующие Toyota, Nissan и Hyundai, чьи заводы также расположены в Петербурге, закупают, конвертируя рубль напрямую в йену или корейскую вону», – уверен Этманов.
На автомобильном заводе Hyundai информацию не подтвердили. «Мы закупаем комплектующие из Кореи, КНР и других стран, но контракты у нас заключены в долларах и евро», – сказали корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе компании.
Однако частично информацию подтвердил собеседник «Фонтанки» в автомобильной отрасли города, пожелавший остаться неназванным. «Заводы японских производителей находятся не только в Азии, но и в Европе. Комплектующие, которые производятся в Европе, закупаются за евро. Те, что делают в Японии, закупаются за йену. Такая практика существовала с запуска одного из заводов в Петербурге. Но сказать, насколько выгоднее положение японских производителей, пока сложно. Многие поставки осуществляются по платежам, которые были проведены еще до падения рубля», – объяснил собеседник в отрасли.