Сейчас

+5˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+5˚C

Пасмурно, Без существенных осадков

Ощущается как 2

2 м/с, зап

767мм

97%

Подробнее

Пробки

6/10

Детская опека в Финляндии: что стоит иметь в виду?

1108

"Лобовые культурные столкновения" мы наблюдаем через призму прессы на примерах конфликтов родителей с социальными службами, а именно, с опеками западных стран.

Верно ли мнение о том, что финская, например, опека с предубеждением относится к русским семьям? И в предубеждении ли дело?


Давайте начнем размышлять с общих моментов.
• Финское законодательство рассматривает ребенка как отдельного гражданина, а родителей - как его законных представителей, в первоочередные обязанности которых по отношению к ребенку входит защита его прав и интересов. Первичны, таким образом, ОБЯЗАННОСТИ родителей в отношении ребенка, а не права.

• Закон запрещает физическое насилие в отношении детей, будь это шлепок в сердцах или наказание за проступок.

• Финское законодательство учитывает постепенное расширение самостоятельных прав ребенка по мере его взросления. В 12 лет появляется право на участие в официальных процедурах (в принципе, оно может появиться и раньше, и позже, это зависит от темпа индивидуального развития ребенка) - ребенка заслушивают отдельно от родителей. В 14 - право на самостоятельные решения в отношении собственного здоровья, в частности, согласие на прививки, применение контрацепции и т. д.

• Целостность семьи рассматривается с точки зрения прав и интересов ребенка. Как это? Допустим, отец семейства периодически поколачивает маму, но при этом пальцем не трогает детей. С точки зрения финского соцработника, дети ВСЕ РАВНО находятся в опасности, и есть основания переселить их в детский дом или замещающую семью, пока родители не разъедутся (хотя бы временно), и отец семейства не отправится решать свои проблемы к психологу. Хотя, конечно, в каждом отдельном случае ситуация решается индивидуально.

• В настоящее время служба защиты прав ребенка серьезно перегружена, поэтому существует риск ошибок и неправильной оценки ситуации. Служба, тем не менее, не действует совсем уж без оснований - другой вопрос, насколько корректно толкуются основания и достаточно ли времени уделяется выяснению обстоятельств?

Таким образом, при общении с опекой роль родителей в освещении ситуации очень велика, и нельзя забывать, что это общение - сотрудничество - осуществляется по неким правилам, которые родителям известны не всегда. О чем идет речь? Рассмотрим 4 ситуации взаимодействия с опекой:

1. ”Помогите, мы не справляемся!”

В большинстве случаев в Службу защиты прав ребенка (как она официально называется) обращаются родители трудных подростков, но не только. Помощи просят и в случае конфликтов при разводе, и если болезнь члена семьи не позволяет обеспечить полноценный уход за детьми.

В этом случае опека предполагает, что родители знают принципы работы службы и готовы к сотрудничеству. Поэтому при обращении нужно учитывать следующее:

а) опека - не ”служба помощи родителям”, которая может приструнить ”офиневшего” подростка. Внимание будет уделяться не претензиям родителей, а самому подростку. Взгляды родителей и опеки на ”исправительные меры” могут не совпадать. Родителям будут задавать многочисленные, не всегда приятные вопросы, и на них не стоит отвечать в духе ”мы ему столько дали - а он..?”. Для соцработника такой ответ - признание родителей в том, что потребностями ребенка пренебрегали, подгоняя их под свои представления;

б) соцработники уделяют внимание бытовым деталям, досугу ребенка, его привычкам, предпочтениям, характеру, кругу общения - об этом спрашивают как у родителей, так и у самого ребенка, с которым соцработники разговаривают без родителей. Здесь очень важно не скупиться на подробности;

в) очень важна информация о ближнем круге семьи и о том, какую поддержку этот ближний круг - друзья-взрослые и родственники могут оказать семье и ребенку. Для соцработника активный ближний круг означает возможность предложить такую помощь, которая будет учитывать вклад близких людей;

г) в сложных конфликтных ситуациях, или при выраженной агрессии, опека может предложить на время отселить ребенка из семьи. В этом случае необходимо очень четко выяснить, какую форму устройства имеет в виду соцработник: проживание ребенка вне семьи оформляется по-разному, организуется с разными целями, и далеко не всегда означает роковое ”изъятие”.


2. ”На нас кто-то ”настучал”…”

Бывает, контакт с опекой оказывается для родителей неожиданностью. Чаще всего ”заявления о защите прав ребенка (lastensuojeluilmoitus)” делают сотрудники детских учреждений, обязанные подписывать их своим именем. Имя заявителя не раскрывается родителям (т. н. анонимное заявление), только если сам заявитель, являющийся частным лицом, попросил об этом. Что нужно иметь в виду, если вами заинтересовались:

а) если у вас не было ранее контакта с опекой, то соцработники ничего о вас не знают, кроме содержания заявления, которое представляет собой восприятие ситуации одним конкретным человеком. Поэтому нужно сохранять спокойствие. Ни в коем случае нельзя открещиваться, агрессивно оправдываться и т. д. Лучше расскажите подробно о себе и вашей семье.
Только если про вас совсем наврали, об этом сразу нужно сказать;

б) в финской культуре делового общения не принято переходить на личности и ”качать права”. В этом случае соцработники пропустят ваши слова мимо ушей и будут настойчиво стараться донести до вас необходимую с их точки зрения информацию - могут и повторить. Постарайтесь услышать, что они хотят вам сказать;

в) в практике опеки есть встречи с детьми без родителей. Не стоит ”готовить” ребенка к этой встрече и просить, чтобы он говорил / не говорил какие-то определенные вещи. Собеседование с соцработником или психологом - новая для ребенка ситуация, он будет волноваться, поэтому постарайтесь, чтобы он себя чувствовал максимально комфортно и рассказывал то, что сам сочтет нужным;

г) даже если ребенок владеет бытовым финским языком и справляется в садике / школе, он не всегда может ощущать оттенки смысла. Не стесняйтесь предупредить, что ваш ребенок может не вполне владеть финским, это учтут при общении с ним.


3. ”Пригрели на груди змею…”

Ситуацию, когда ребенок / подросток сам обращается за защитой в опеку, родители могут воспринять как предательство. Но худшее, что можно в этом случае сделать - начать обвинять ребенка, особенно в присутствии социальных работников. Обращения несовершеннолетних можно разделить на две категории - обоснованные и необоснованные, сделанные по принципу ”назло маме отморожу уши”. В обоих случаях к ситуации нужно подходить предельно взвешенно и не позволять вполне понятным эмоциям брать верх, даже если внутри все кипит от обиды.

а) Ребенку стоит объяснить, что его обращение в опеку, неважно, чем оно вызвано, нельзя ”отменить” - процесс защиты прав ребенка имеет свои принципы, этапы, и должен быть завершен, поэтому и родители, и ребенок должны быть готовы участвовать в нем вместе.

б) То, что ребенок обратился за помощью к посторонним людям (неважно, обоснованно или нет), свидетельствует о кризисе доверия в семье. Об этом следует всерьез подумать, и, скорее всего, соцработники со своей стороны тоже захотят обсудить эту тему.

в) Если вы ощущаете, что претензии вашего ребенка к вам несправедливы, предложите соцработникам связаться с теми людьми, которые знакомы с вами и с вашим ребенком, и могли бы дополнить ваши слова и слова вашего ребенка.

г) Не отказывайтесь от консультаций семейных психологов (perheneuvola) и других специалистов, если вам их предложат. Помощь специалистов не свидетельствует о том, что вы - плохой родитель.


4. ”Нашего ребенка украли!..”

Именно такими словами нередко описывают свои ощущения родители, чьих детей соцработники срочно забрали из школы или из дома (срочное перемещение, kireellinen sijoitus). Ничуть не легче бывает и тогда, когда решение о перемещении ребенка на замещающее попечение (huostaanotto) выносится после долгих попыток ”договориться” с соцработниками относительно мер поддержки.

Если ребенка забрали срочно (частые причины - родители сильно пьяны и не следят за ребенком, или есть подозрения, что ребенка бьют), первая встреча в опеке назначается достаточно быстро. На встречу с социальными работниками вы имеете право прийти с сопровождающим (нужно только сообщить об этом заранее), которому вы доверяете. В стрессовой ситуации сопровождающий поможет вам сохранять самообладание, будет фиксировать ход беседы, сможет напомнить о чем-то, о чем вы сами забудете сказать от волнения. Сопровождающий не может выполнять функции переводчика или самостоятельно участвовать в обсуждении, его роль - поддержать вас. Также вы имеете право вести запись всех собеседований на диктофон.

Ребенок в этой ситуации переживает еще больший стресс, чем родители. Поэтому крайне важно объяснить ему, что а) он не виноват в случившемся, б) нельзя точно сказать, сколько времени он проведет вне дома (нельзя давать обещаний), в) ему нечего бояться, потому что никто не хочет ему ничего плохого, просто возникла сложная жизненная ситуация, из которой мы все вместе постараемся найти выход.

Родители имеют право обращаться за поддержкой в консульские органы стран происхождения, но стоит иметь в виду, что в случае, если ребенок подвергался риску, гражданство ребенка в глазах финской опеки значения не имеет. Обращение к СМИ и широкое распространение информации рассматриваются опекой как фактор, однозначно направленный против интересов ребенка.


Что еще стоит иметь в виду при сотрудничестве со Службой защиты прав ребенка:

1. Просите пригласить переводчика, даже если вам кажется, что вы ”в общем” все понимаете и ”справитесь”. Здесь важно понять друг друга, а не показать знание финского языка. Также можно просить приглашать переводчика и детям.

2. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы о характере услуг, которые вам предлагают, о деталях бюрократических процедур, о значении ваших подписей на тех или иных документах, о возможностях развития ситуации, о возможной помощи ваших друзей и родственников. Это показывает, что вы заинтересованы в сотрудничестве.

3. Обращаясь в опеку по собственной инициативе, помните, что обращение нельзя ”отозвать”. Процесс выяснения потребностей в защите прав ребенка может прекратить только сама опека.

4. У опеки НЕТ цели отбирать детей, но опека не всегда понимает сути ”культурных столкновений” с родителями-иммигрантами и может действовать более формально, чем в случаях с финскими клиентами. Старайтесь прислушиваться к тому, что до вас пытаются донести соцработники, избегайте проецировать собственную ситуацию на представления, почерпнутые из прессы.

5. Соцработники не придают значения обещаниям ”завязать с понедельника”, обвинениям в адрес бывших супругов и уверениям в том, что ”у ребенка есть все и даже больше”. Стремление родителей изменить ситуацию в семье лучше всего доказывается действиями: согласием на консультацию семейного психолога (perheneuvolan psykologi), участием в группе поддержки для людей, склонных к насилию, записью на прием в наркологическую клинику и т. д.

6. От опеки невозможно ”отвязаться”, соцработника нельзя ”уболтать” или ”обаять”. За всеми попытками произвести впечатление он все равно будет видеть вашего ребенка.

Автор текста - Полина Копылова, журналист. Живет и работает в Финляндии. В 2007-2012 годах составляла справочники "Свой среди своих" для помощи иммигрантам в рамках работы в Финской ассоциации русскоязычных обществ. В настоящее время работает административным переводчиком - фрилансером.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close