Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как -5

2 м/с, с-з

761мм

80%

Подробнее

Пробки

6/10

После "дел Навального" будет "дело писателей"

1296
ПоделитьсяПоделиться

Следственный комитет возбудил новое уголовное дело, которое может получить известность как "дело писателей", если не как ещё одно "дело Навального". Ни сам оппозиционер, ни его близкие во вдруг выявленном преступлении пока не фигурируют. Зато подозреваемой стала супруга одного из соратников Навального – исполнительного директора Фонда борьбы с коррупцией Владимира Ашуркова. На допросы, пока в роли свидетелей, приглашены поэт Лев Рубинштейн, писатель Дмитрий Быков, сатирик Виктор Шендерович и другие, как сообщает СК, "представители творческой интеллигенции".

Утром во вторник, 23 декабря, Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела по фактам "финансирования московской оппозиции за счет бюджетных средств", полученных "в рамках исполнения государственных контрактов".

Уголовное дело касается акции "Книги в парках". Впервые она прошла в Москве летом 2012 года в трёх парках, в 2013-м и 2014-м – в восьми. В зонах отдыха были смонтированы особые деревянные стеллажи, разработанные с таким расчётом, чтобы книжные полки вписывались в парковую архитектуру. И представители издательств продавали книги по цене в 5 раз ниже, чем в магазинах. Посетители парков становились участниками литературных конкурсов, перед ними выступали известные писатели. Теперь эти писатели стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Правда, как выясняется, следствие интересуется не всеми участниками "Книг в парках".

По информации СК, в 2012 – 2014 годах две компании заключали с московской мэрией госконтракты на проведение "мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в городских парках отдыха". Собственником одной из фирм была телеведущая и киноактриса Александрина Маркво. По версии следствия, для мероприятий она использовала "инфраструктуру, созданную за счет налогоплательщиков города и уже находившуюся на территории парка". В документах, представленных в мэрию для оплаты, утверждает следствие, Маркво указала сумму на 2 миллиона большую, нежели потратила на организацию мероприятий. Потому что парковой инфраструктурой она пользовалась, убеждено следствие, безвозмездно. "Поскольку никаких реальных затрат на аренду помещения Маркво не произвела,  следствие полагает, что они были похищены и использованы ею в своих личных целях", – делает вывод СК.

По такой же схеме, продолжает следствие, Маркво тратила бюджетные деньги и в других случаях. Так, в 2013 году она якобы внесла в отчёт "ложные сведения о якобы приобретении призов победителям конкурса, аренде помещения для проведения торжественной церемонии награждения победителей конкурса, проведении самой торжественной церемонии". На самом деле, утверждает следствие, ничего этого не было. То есть призы и подарки были, признаёт оно, но их не вручали в торжественной обстановке. "При этом подозреваемая сэкономила не только на церемонии, – утверждает СК. – Вместо  престижных призов победителям конкурса литературных анонсов… Маркво "одарила" их одинаковыми бюджетными букридерами, увеличив за счет призового фонда свой и без того немалый личный бюджет".

Своё сообщение о выявленном преступлении Следственный комитет начинает с информации о том, что поводом для проверки в отношении гражданки Маркво стали публикации "в средствах массовой информации сведений о финансировании московской оппозиции за счет бюджетных средств". Действительно, о "финансировании московской оппозиции" рассказали аж целых два издания – "Известия" и "Лайфньюз" (оба СМИ принадлежат холдингу News media Арама Габрелянова). На сообщения немедленно отреагировал запросом депутат Госдумы Евгений Фёдоров. А уж потом оперативно сработал Следственный комитет. Напомним, что по похожей схеме в своё время появилось другое уголовное дело: телеканал НТВ продемонстрировал фильм "Анатомия протеста", Следственный комитет просто не мог не отреагировать на подобное сообщение о преступлении, провёл проверку, и под следствием, а потом в колониях, оказались представители оппозиции.

Александрина Маркво – супруга Владимира Ашуркова. Как сказано в сообщении СК – получившего "скандальную известность в связи с предвыборной кампанией Навального". На самом деле известность Ашурков получил как исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией, созданного Алексеем Навальным. И пока сам Навальный находится под домашним арестом, Фонд продолжает публиковать результаты исследований. Одним из последних, например, были фотографии резиденций, будто бы принадлежащих Аркадию и Борису Ротенбергам.

Как сообщает Следственный комитет, все "писатели и представители творческой интеллигенции", принимавшие участие в книжном проекте, "почему-то случайно оказались членами так называемого "Координационного совета оппозиции". Дальше перечислены имена: "писатели Дмитрий Быков, Лев Рубинштейн, Виктор Шендерович, Борис Акунин, телеведущие Михаил Шац и Татьяна  Лазарева". По утверждению следствия, "Шац и Лазарева… получили около 1 млн рублей, однако никто из них не смог вспомнить, что это были за мероприятия".

Пока в деле "представители творческой интеллигенции" фигурируют как свидетели, но следствие намерено разобраться, "чем же таким занимались эти лица  в проекте, организованном Маркво и ее доверенными людьми" (это тоже цитата из официального заявления СК). Потому что "представители творческих профессий" отчего-то совсем не хотят сотрудничать со следствием: "Борис Акунин, узнав о вызове к следователю, выехал за пределы России, Лев Рубинштейн и Виктор Шендерович и вовсе отказались общаться со следователем, сославшись на ст. 51 Конституции РФ", – сообщает СК.

Борис Акунин, комментируя "дело писателей", написал на своей странице в "Фейсбуке": "Вот ведь бесстыжие брехуны, тут враньё на вранье".

– Я уехал уже несколько месяцев назад, а недавно как раз, наоборот, приезжал в Москву, – рассказал он "Фонтанке". – И связаться со мной было для СК совсем нетрудно, у меня были публичные встречи. Но следователи дождались, пока я уеду, и кинулись меня разыскивать. Добыли даже где-то мобильный телефон консьержки, а мой – никак не смогли. Почему-то. Думаю, им не нужны мои ответы. Им нужно сфабриковать дело по политическому заказу. А ответы мои – вот они. Никаких секретов. В парке перед читателями выступал. Бесплатно. Я вообще за деньги с читателями не встречаюсь.

По словам Бориса Акунина, в проектах, на которых фиксируется СК, участвовали отнюдь не одни только "члены так называемого Координационного совета оппозиции".

"В литературном фестивале принимали участие самые разные писатели, в том числе весьма далекие от оппозиционных взглядов", – написал в "Фейсбуке" Акунин.

И наоборот: Лев Рубинштейн и Виктор Шендерович участие в чтениях принимали, зато в совет оппозиции не входили.

Дмитрий Быков в Координационный совет, как известно, входил. Но в чтениях в парке не участвовал.

– Я не выступал в "Книгах в парках", – рассказал "Фонтанке" писатель. – И в Следственном комитете я не был. Мне позвонили, меня не было в Москве, и мама сказала им, что я приеду и перезвоню. Я приехал и перезвонил. Мне сказали, что моё присутствие не нужно, а когда будет нужно – меня пригласят. Почему они решили пригласить меня – не знаю, я им такого вопроса не задавал.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close